Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

«Старые мастера». Выставка произведений из собрания Государственного Эрмитажа в музеях Японии

«Старые мастера». Выставка произведений из собрания Государственного Эрмитажа в музеях Японии

В 2017 году в Японии, в рамках «Русских сезонов», пройдет выставка «Старые мастера».

Когда:

18.03.2017 - 14.01.2018

Где:

Галерея Центра искусств Мори, Токио; Музей изящных искусств префектуры Аити, Нагоя, и Музей изящных искусств префектуры Хиого, Кобэ

 

«Русские сезоны» − масштабный культурный проект, предполагает организацию серии значимых выставок из собраний российских музеев; гастролей российских учреждений культуры, имеющих мировую славу; фестивалей циркового искусства и российского кино и анимации. 

Выставка «Старые мастера» из собрания Государственного Эрмитажа будет показана в трех музеях Японии: Галерее Центра искусств Мори, Токио; Музее изящных искусств префектуры Аити, Нагоя, и Музее изящных искусств префектуры Хиого, Кобэ. Выставка начинает свою работу с 18 марта 2017 года в Галерее Центра искусств Мори в Токио.

В экспозицию входят 85 живописных произведений, созданных в период с XVI по XIX столетия. Цель выставки  показать японскому зрителю, как уникальное богатство живописной коллекции Эрмитажа, так и предпочтения в отборе и коллекционировании императрицы Екатериной Великой, императоров Александра I и Николая I. 

Основные европейские живописные школы – Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Германия, Англия и Франция,  будут представлены произведениями таких выдающихся мастеров европейской живописи, как Тициан, Гвидо Рени, Бартоломе Эстебан  Мурильо, Хосе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Ян Брейгель Старший, Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Якоб Иорданс, Рембрандт, Франс Халс, Якоб Рейсдал, Лукас Кранах Старший, Луи Ленен, Клод  Лоррен, Никола Пуссен, Никола Шарден, Франсуа Буше, Франсуа Грёз, Томас Гейнсборо, Ангелика Кауфман и других.

Выставка «Старые мастера» в значительной степени отражает историю формирования коллекций Эрмитажа, которую можно проследить по представленным картинам. 

Основы будущего музейного собрания были заложены императрицей Екатериной Великой. Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещенной монархини, она активно формировала картинную галерею. 

В 1764 году российская императрица приобрела коллекцию берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского, которая насчитывала более 300 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров XVII века. Искусство этих двух  художественных школ представлено на выставке работами «Гуляки» и «Весельчак» Яна Стена, «Весёлая музыкантша» Герарда ван Хонтхорста, и одним из шедевров Франса Халса - «Портретом молодого человека с перчаткой в руке».

За время своего правления императрица Екатерина Великая приобрела целый ряд знаменитых европейских собраний, в том числе у таких видных коллекционеров как Генрих фон Брюль, Иоганн Карл Филипп Кобенцль, Франсуа Троншен, Франсуа Бодуэн, банкир Луи Антуан Кроза и премьер-министр Англии Роберт Уолпол.

Коллекция графа Генриха фон Брюля, первого министра саксонского курфюрста Августа III,  представлена  «Затруднительным предложением» Антуана Ватто, «Двором Цвингера в Дрездене» Бернардо Беллотто и серией из четырех картин Адриана ван Остаде – «Зрение», «Обоняние», «Слух» и «Вкус». 

Приобретенное при активном содействии Дидро, в Париже в 1772 году знаменитое собрание Луи Антуана Кроза, считавшееся одним из крупнейших во Франции (насчитывало 566 картин), обогатило коллекцию российской императрицы  «Портретом молодой дамы в шляпе с пером» Тициана и «Рождением дофина» Рубенса, которые будут представлены на выставке.

Грандиозным событием стала покупка в 1779 году коллекции Роберта Уолпола, английского премьер-министра при королях Георге I и Георге II, из которой происходят «Поклонение пастухов» Бартоломе Эстебана  Мурильо, «Портрет двух дам» Антониса ван Дейка, «Птичий концерт» Франса Снайдерса, «Кухня» и «Картежники» Давида Тенирса.

Внуки Екатерины Великой, императоры Александр I и Николай I, продолжили пополнять дворцовое собрание, ставшее, по отзывам современников, образцовым.

В 1814 году в Амстердаме Александру I удалось приобрести коллекцию испанской живописи у банкира Уильяма Кузвельта, из которой происходят «Отрочество богоматери» Сурбарана и «Благовещение» Мурильо.

При Николае I, в 1831 году были куплены 33 картины из собрания Мануэля Годоя, бывшего первого министра Испании, жившего в эмиграции в Париже, среди которых  «Св. Иероним и Ангел»  Хосе де де Риберы.

После революции 1917 года картинная галерея Эрмитажа пополнилась произведениями из национализированных частных собраний. На выставке будут показаны картины из самых знаменитых российских коллекций –  Строгановых («Портрет Рубенса с сыном Альбертом» школы Рубенса); Юсуповых («Венера уговаривает Елену любить Париса» Ангелики Кауфман, «Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)» Яна Брейгеля Старшего,  «Девушка в сиреневой тунике» Франсуа Грёза, «Пастушок» и «Пастушка» Давида Тенирса Младшего, «Венера утешает Амура, ужаленного пчелой» Бенджамина Уэста);  Шуваловых («Ночной пейзаж с рекой» Арта ван дер Нера).

Выставка «Старые мастера» станет третьей по счету, организованной Государственным Эрмитажем в сотрудничестве с японской телекомпанией NTV Nippon Television Network Corporation. В 2006 году в Музее Токийской метрополии (Токио) и в муниципальных музеях изящных искусств в Нагое и Киото состоялась  выставка «Город и природа», а в 2012 году в тех же городах с не меньшим успехом прошла вторая выставка  «Лики эпохи – четыре века западноевропейского искусства». Также Nippon Television Network Corporation выпустила два документальных фильма о спасении культурных ценностей Эрмитажа во время Великой Отечественной войны. 

Сотрудничество Государственного Эрмитажа с японскими музеями и NTV Nippon Television Network Corporation призвано способствовать укреплению культурных связей между Россией и Японией.

Куратор выставки - Святослав Константинович Савватеев,  научный сотрудник Сектора живописи XIII – XVIII веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. 


Другие новости

Ключевые слова:


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»