Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Казань, 21 - 22 ноября 2019 года


ШЕСТЫЕ КАЗАНСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XX-XXIв.
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР,
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
ХАРИСА АБДРАХМАНОВИЧА ЯКУПОВА (1919-2010)

Министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан 21 - 22 ноября 2019 года проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Шестые Казанские искусствоведческие чтения», где будут рассматриваться вопросы теории и историиреалистического искусства, его современного состояния и перспективы развития.
К изобразительному искусству понятие «реализм» впервые было применено в середине XIX века для выражения анти-романтической направленности (Г. Курбе, Ж. Шанфлери), которое имело ярко выраженную полемическую окраску и не отличалось теоретической ясностью. Вскоре «реализм» становится ключевым понятием в художественных программах для отображения «действительности»: социальной, природной, исторической (в России - «критический реализм»).Ближе к рубежу XIX-XX в., определявшемуся эстетикой модерна, начинается дифференциация понятия «реализм» как эстетической доктрины.
Провозглашенная в СССР в 1932 году программа «социалистического реализма» предусматривала отображение «конкретной реальности в ее революционном становлении».
В 1970-х гг. исследователи подчеркивали отличие современного реализма: прежде он ассоциировался с идеалом репрезентации реальности и правды, что являлось образчиком совершенства, теперь же, к концу ХХ в. - реализм предстает как стиль среди прочих стилей.
В XXI веке реализм со всеми своими разновидностями, в котором имеет место неотрефлексированный «социалистический комплекс», создал плодотворную почву для развития новых направлений в современном искусстве. Художники обращаются к реализму как средству выражения себя и эпохи. И оказывается, что и сегодня реализм чрезвычайно актуален и для современных живописцев, и для мастеров советского прошлого. Реализм, который еще недавно казался выброшенным на «свалку истории», становится предметом серьезного художественного анализа, диалога между художником и временем. Сегодня реализм вновь вступает в силу, сочетая опоры на традиции, внимание к действительности, устанавливая четкие этические позиции и поднимая проблемы современности.
Творчество художника Хариса Абдрахмановича Якупова (1919-2010), мастера тематической картины, исторической живописи, искусства портрета - яркое воплощение реализма в изобразительном искусстве Татарстана середины ХХ- начала ХХIв. Х.А. Якупов стоял у истоков послевоенного развития изобразительного искусства Татарстана с 1950-х гг., был первым руководителем Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР среди областей и республик большой страны.

Приоритетные проблемы для обсуждения на конференции:

Реализм как способ художественного высказывания
Реализм в видах и жанрах изобразительного искусства: проблемы интерпретации
Тематическая картина в российском искусстве 1950-2010-х гг.
Образно-стилевые поиски национальной художественной парадигмы
Национальные и духовно-нравственные аспекты творческого самовыражения личности в искусстве
Художник и искусствовед: исследования, творческие связи, проблемы критического анализа
Современное художественное образование как фактор сохранения и развития культуры и искусства
Новые информационные и интеллектуальные технологии в популяризации художественного наследия
Состояние и перспективы изучения творческого наследияХариса Якупова
Роль Хариса Якупова в развитии академического образования в регионах Поволжья и Урала
Харис Якупов и его вклад в развитие реалистических традиций татарского и отечественного искусства
В период работы конференции в Национальной художественной галерее «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстанбудет проходить юбилейная выставка «Харис Якупов (1919-2010). Живопись. Графика» из собраниймузеев Татарстана, семьи художника, частных коллекций (21 ноября 2019 г. - февраль 2020 г.).

К участиюво Всероссийской научно-практической конференции приглашаются:
искусствоведы, культурологи, философы, историки, филологи, музеологи, художники, а также преподаватели, аспиранты и магистранты художественных вузов.
Регламент работы конференции:
- выступление с докладом: 15-17 мин.;
- выступление в дискуссии: 5-7 мин.
Формы участия в конференции:
- очная (выступление с докладом; публикация в сборнике);
- заочная (публикация в сборнике).
Сборник «Шестые Казанские искусствоведческие чтения» планируется издать к началу работы конференции. Сборнику присваиваются соответствующие библиотечные индексы (УДК; ББК) и международный стандартный книжный номер (ISBN). Планируется регистрация сборника в наукометрической базе данных РИНЦ.
Публикация бесплатная.
Статьи для публикации в сборнике и заявки на участие в конференциидолжны быть направлены до5 августа 2019 г. на электронный адрес оргкомитета научной конференции kazartcritic@yandex.ruВ строке «Тема» указать: «VI искусствоведческие чтения».Файл назвать фамилией автора (всех соавторов).
Место проведения конференции: Казань, Национальная художественная галерея «Хазинэ» Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан(Казань, Кремль, проезд Шейнкмана, д. 12,подъезд 3).

За дополнительной информациейобращаться:
тел. 8 [843] 236 77 62;8 [843] 236 18 65; e-mail:kazartcritic@yandex.ru
Контактные лица:
Дина Диасовна Хисамова, заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ;
Ольга Александровна Хабриева, ученый секретарь ГМИИ РТ.

Проезд и размещение иногородних участников - за счет командирующих организаций.
Оргкомитет конференции предлагает иногородним участникам конференции бронировать места в гостинице самостоятельно.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»