Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

ЖЕМЧУЖИНОЙ АУКЦИОНА CHRISTIE’S «ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ», КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ В РАМКАХ НЕДЕЛИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, СТАНЕТ ЧАСОСЛОВ РОТШИЛЬДА

ЖЕМЧУЖИНОЙ АУКЦИОНА CHRISTIE’S «ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ», КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ В РАМКАХ НЕДЕЛИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ, СТАНЕТ ЧАСОСЛОВ РОТШИЛЬДА

Москва | 8-10 ноября

Гонконг | 20-25 ноября
Лондон | 29 ноября - 2 декабря
Нью-Йорк | 25-28 января

Шедевр эпохи Возрождения, в свое время установивший рекорд на самую дорогую иллюминированную рукопись, будет выставлен в рамках Осенней выставки Christie's в Москве
Нью-Йорк - Аукционный дом Christie's объявляет о том, что главным лотом аукциона «Искусство Возрождения», который пройдет в рамках недели Старых Мастеров в январе 2014 года, станет часослов Ротшильда - уникальный и драгоценный шедевр эпохи Возрождения с выдающейся историей. В последний раз этот часослов, богато украшенный превосходными иллюстрациями ведущих мастеров того времени, среди которых представлены исполненные с высочайшим мастерством миниатюры, выставлялся на лондонские торги Christie's 15 лет назад, уйдя с молотка за рекордную для иллюминированных рукописей цену. Тот факт, что данный часослов, оцененный в $12 000 000 - $18 000 000, можно по праву считать величайшим из находящихся в частных руках иллюминированных манускриптов, позволяет надеятся на то, что в ходе аукциона за право обладания им развернется настоящая война ставок. До начала самих торгов, которые пройдут в аукционном зале Christie's в здании Рокфеллер-центра 29 января 2014 года, часослов Ротшильда станет экспонатом Осенней выставки Christie's в Москве, а также предаукционных показов Гонконге и Лондоне.
Изначально созданный для одного из представителей нидерландского императорского двора около 1505
года, в XIX веке этот часослов оказался в знаменитой коллекции семьи Ротшильдов. В 1999 году, когда
коллекция баронов Альберта и Натаниэля Ротшильдов была выставлена на продажу в рамках лондонского
аукциона Christie's, часослов ушел с молотка за $13 378 558, став, таким образом, самым дорогим предметом
собрания и побив ценовой рекорд в отношении иллюминированных рукописей. Благодаря красивейшим
миниатюрам и обрамлениям работы Герарда Хоренбоута, Симона Бенинга и Мастера часослова
Максимилиана I (предположительно Александра Бенинга, отца Симона Бенинга) этот 150-страничный
часослов является одним из величайших достижений в истории искусства фламандского Возрождения.
Одна из миниатюр, на которой изображена Мадонна с младенцем на полумесяце (на иллюстрации ниже
справа) приписывается Герарду Давиду.
Николас Холл, глава международного департамента искусства XIX века и творчества Старых
Мастеров: «Любая деталь, отличающая этот часослов, будь то качество пергамента или прекрасные миниатюры,
позволяет говорить о нем как об одной из наиболее замечательных фламандских иллюминированных рукописей. Для
Christie's большой честью является тот факт, что именно нам во второй раз за последние 15 лет доверили право
выставлять на продажу этот часослов. Мы также рады возможности включить его в число экспонатов нашей
предаукционной выставки Christie's в Москве, а также в Лондоне и Гонконге, что позволит коллекционерам крупнейших
мировых столиц ознакомиться с этим выдающимся шедевром».
Данный часослов относится к числу превосходно оформленных
рукописных книг, созданных в промежутке с 1490-е по 1520-е годы
для зарубежных заказчиков и для представителей габсбургской
фамилии, правившей в то время в Нидерландах. Создание
подобных шедевров было возможным благодаря сотрудничеству
целого ряда мастеров различных профессий. Этот часослов можно
сравнивать с часословом из собрания Британской библиотеки,
часословом семьи Спинола (на данный момент находится в собрании Музея Поля Гетти) и Бревиарием
Гримани из Национальной библиотеки св. Марка в Венеции. Наряду с часословом Ротшильда они
являются наиболее яркими и выдающимися образцами творчества миниатюриста Герарда Хоренбоута,
ставшего в 1515 году придворным художником Марагариты Австрийской, бывшей в то время регентом
Нидерландов, а впоследствии - английского короля Генриха VIII. Помимо живописи и миниатюр,
Хоренбоут также занимался гобеленами и витражами.
В работах Хоренбоута на разворотах книг соседствовали страницы с миниатюрами и текстом в обрамлении
иллюстрирующих различные детали религиозных практик сцен, которые были выполнены с точностью до
малейших деталей, с неповторимым натурализмом передавая каждый аспект церковных обрядов вплоть до особенностей в тканях, из которых были изготовлены одеяния священников. Все это придавало работам мастера непревзойденную изысканность, ставя их в один ряд с ведущими образцами фламандской миниатюры.
Одной из наиболее увлекательных особенностей данного часослова является разнообразие декоративных обрамлений миниатюр и текстовых блоков. Многие из них наряду с отдельными миниатюрами являются узнаваемыми творениями Мастера часослова Максимилиана I, которым, как общеприянято считается сегодня, был Александр Бенинг, друг Хуго ван дер Гуса и Йоса ван Гента. Его сын Симон Бенинг также является автором нескольких миниатюр часослова Ротшильда, включая миниатюру «Видение Христа святому Бернарду» (на иллюстрации на титульной странице). Изящество исполнения данной миниатюры служит наглядной причиной того, почему симон Бенинг был наиболее заметным миниатюристом своего времени.
Некоторые из минатюр были созданы анонимным художником, известным как Мастер часословов, творившим около 1500 года. Он в первую очередь знаменит как иллюстратор светских произведений, в особенности - находящейся в собрании Британской библитеки рукописи «Романа о розе». Для часослова Ротшильда он в частности создал миниатюры, иллюстрирующие раздел с молитвами к Богоматери, включая красочную миниатюру, посвященную Рождеству Христову, в обрамлении которой проиллюстрированы различные сцены рождественского сюжета (на иллюстрации выше изображена сцена веселого танца пастухов).
Торги Christie's под названием «Искусство Возрождения» впервые прошли в прошлом году в рамках недели Старых Мастеров и были посвящены художественной традиции, распространенной в Европе в период с XIV по XVII век. С тех пор на данные торги традиционно выставляются лучшие образцы живописи и работ на бумаге, а также другие произведения величайших европейских мастеров того времени.
Часослов Ротшильда станет экспонатом следующих предаукционных выставок:

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»