Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Точка пересечения». Живопись

«Точка пересечения». Живопись

9 - 21 декабря 2013
Выставочный зал на 1-й Тверской-Ямской, 20
Ежедневно с 11.00 до 19.00, пятница с 11.00 до 17.00. Выходной день - воскресенье.

С 9 по 21 декабря 2013 г. в выставочном зале Товарищества живописцев на 1-й Тверской-Ямской, 20 пройдет выставка «Точка пересечения» группы московских художников: Умит Бек, Веры Ельницкой, Николая Крутова, Татьяны Ипатенко, Татьяны Холево, Валентина Чопык.
Чем же близки эти достаточно разные на первый взгляд художники? Каждый из них имеет свое творческое лицо и почерк, кто-то выставляется недавно, у кого-то большой творческий опыт.
Объединяет их общий круг совместных выставок в Москве, свободное дыхание пленэрных поездок. И, конечно же, интерес к творческому поиску, к первоосновным элементам картины, большим цветовым отношениям, неожиданным пластическим решениям холста.
Группа образовалась спонтанно, но отнюдь не случайно. Эти художники с интересом следят за творчеством друг друга. Для них творческий поиск жизненно необходим, и все они пытаются найти новые ходы там, где, казалось бы, уже многое исследовано раньше. Отталкиваясь от классических основ живописи с натуры, их поиски пересекаются и невольно продолжают прерванные традиции русского авангарда 20-х - 30-х годов.
Так живопись Николая Крутова соединяет в себе две разноречивые традиции - реалистическую, исходящую из приоритета наблюдения и глубокого изучения натуры, и традицию авангарда, стремившегося реализовать априорные идеи, а вслед за ними особые изобразительные конструкции и схемы. Художник в своих работах выводит на поверхность саму композиционную мысль, исследует и показывает зрителю конструктивную логику того или иного сюжета, но трепетная живая связь с натурой безошибочно распознается и в самых «отвлеченных» его композициях.
Участие в проекте привело каждого к различным - значительным и не очень - изменениям в манере живописи. Например, стиль Веры Ельницкой - с характерным летящим, зыбким формообразованием остался прежним. То, что она пишет - будь это московский пейзаж, подмосковный вид, прихотливый натюрморт, угнездившийся на окне мастерской, или удлиненные фигуры натурщиц, - сочетает в себе предельную конкретность, доходящую до осязаемости, словно приближенную на расстояние вытянутой руки, и некий, не поддающийся явному определению, произвол. Мы узнаем поэтическую отстраненность, в которой дышит - и это самое ценное - сиюминутное настроение.
Татьяна Ипатенко - изысканный рисовальщик, автор блестящих московских и подмосковных пейзажей, напротив, демонстрирует радикальное упрощение свойственной ей манеры, отбрасывает богатый арсенал средств ради очень простых форм. От изящного рисования остаются несколько твердых, но как бы на чем-то споткнувшихся движений кисти. А глубоко прочувствованное пространство ее живописи схлопывается, превращаясь в условное вместилище для искаженных тел. Красота пропорций теряет значение, очертания фигур - то мягкие и плавные, то воинственно заостренные и грубые ищут и не находят успокоения в отведенных им границах.
В работах Умит Бек, пожалуй, больше символики. Многие ее этюды воспринимаются, как законченные монументальные композиции. На больших холстах представлен некий выразительный отрезок пространства. Он существует как часть чего-то большего, что явственно заявляет о себе, протекая сквозь изображение, омывая мощные торсы. При всей эскизности письма, всегда поражающего энергией, формы и объемы в этих работах определены весьма тщательно, почти до тактильной иллюзии.
Композиции Татьяны Холево обязаны своей острой, интригующей геометрией архитектуре промышленных зданий, мостов, путепроводов и акведуков. Для них характерны убедительные тональные градации, богатое и смелое цветовое решение. В них живет особая медитативность, поэзия городского пространства. Созидательным усилием художника нечто, что многим может показаться мрачным и отталкивающим, становится предметом искусства.
В пленэрных работах Валентина Чопык можно увидеть отголоски темных пейзажей Дерена, вообще отголоски того, как понимался пейзаж в кубизме: выявление дополнительных структур, геометризация объемов, сдвиги формы и пространства. То же характеризует работы художника с изображением модели, однако постепенно от педалирования собственно пластики он переходит к более гармоничным плоскостным решениям.

Илья Трофимов

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»