Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН. ОТ УИЛЬЯМА МОРРИСА К ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

«БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН. ОТ УИЛЬЯМА МОРРИСА К ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

3 октября - 30 ноября 2014
Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка 12


Организаторы: Московский музей дизайна, Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина и ГМВЦ "РОСИЗО"

Московский музей дизайна и ГМИИ им. Пушкина представляют выставку «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» в рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России.
Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка - диалог ис-кусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров.
Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.
Дизайн зародился в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века.
Лидер и идеолог движения - Уильям Моррис, вдохновленный трудами писа-теля и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых на-циональных традиций декоративно-прикладного искусства. Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы - творческий синтез и переосмысление английской готики и природы.
Современник Уильяма Морриса - Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы - эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он создавал минималистичную посуду и предметы быта на основе простейшей геометрии. На формирование такого подхода, опередившего свое время, повлияло его увлечение ботаникой и традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать - он переосмыслил их, создав свою эстетику.
На протяжении ХХ века в британском дизайне существовали два направления: основанный на идее синтеза искусств стиль Уильяма Морриса и рациональный - Кристофера Дрессера.
В конце ХХ веке цифровые технологии пришли на смены аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».
Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, создан-ных в XIX и ХХI веках.
Рядом с образцами тканей Уильяма Морриса размещена видеопроекция «Взгляни на свои стены», выполненная Кристофером Пирсоном (2006). Он взял за основу знаменитый рисунок Морриса «Ветви ивы» (1887) и с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.
Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока предельно абстрактны. Выполненные Кристофером Дрессе-ром с использованием металла предметы сервировки (1878) также не связаны с органической формой.
Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Вопло-щение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике.
Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся природные ландшафты.
Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» по-зволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.

Руководитель проекта: Александра Санькова
Куратор: Алена Сокольникова | Со-куратор: Наталья Хубиева

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»