Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Федор Рокотов. 1735/1736 – 1808

Федор Рокотов. 1735/1736 – 1808

19 февраля - 24 апреля 2016
Государственная Третьяковская галерея
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

 

Коллекции-участники Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей В.А. Тропинина и художников его времени, Тверская областная картинная галерея, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Экспонируемые работы 40 портретов, 9 произведений графики, 5 скульптурных работ
Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736-1808) в Третьяковской галерее - это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Один из главных портретистов своей эпохи, он работал для петербургской и московской аристократии. Наследие художника впервые представлено в контексте мира усадебной культуры.
Значение выставки
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Она резюмирует исследования последних 50 лет и представляет зрителям новый взгляд на наследие художника. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И.Э. Грабаря (в 1925-м была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Большая ретроспектива мастера состоялась в Галерее в 1960-м году. Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову изображений: А.И. Куракиной, В.Н. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала.
Структура экспозиции
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Первый отражает время становления живописца - период его работы в Петербурге. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» - усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию.
Творчество Роктова в контексте XVIII века
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н.И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.
Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века, интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников, и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С.П. Дягилевым. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Экспертиза показала, что с рубежа 1760-1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках.

Вместе с другими проектами сезона («Валентин Серов», «От Елизаветы до Виктории», «Гелий Коржев») выставка Фёдора Рокотова демонстрирует многообразие вариантов жанра портрета.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»