Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Мурзилка и мировой империализм. Графика Аминадава Каневского»

«Мурзилка и мировой империализм. Графика Аминадава Каневского»

18 июля галерея «Веллум» открывает выставку «Мурзилка и мировой империализм. Графика Аминадава Каневского», посвященную творчеству легендарного советского карикатуриста Аминадава Моисеевича Каневского - создателя известных всем советским детям Мурзилки и «Девочки-рёвушки» из стихотворения Агнии Барто, автора Окон РОСТА и популярнейших карикатур в «Крокодиле», замечательного книжного иллюстратора. Сегодня графика и плакаты художника хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, в фондах Российской государственной библиотеки, частных российских и зарубежных коллекциях. На выставке будут представлены около 60 работ Каневского 1930-1960-х годов: карикатуры, плакаты, иллюстрации из собрания галереи «Веллум» и коллекции Любови Агафоновой.
Выпускник ВХУТЕМАСа, где преподавали Николай Купреянов, Павел Павлинов. Владимир Фаворский, Каневский стал любимым учеником Дмитрия Моора, автора легендарных плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!».
Первые рисунки Аминадава Каневского появились в печати в 1924 году в журнале «Безбожник у станка»; в конце 1920-х годов - в журналах «Пионер» и «Даешь!», в «Комсомольской правде», с середины 1930-х Каневский становится автором «Крокодила». Остроумные рисунки - политические и бытовые, соединяющие чувство юмора и творческий дар, сделавшие Каневского одним из самых популярных и узнаваемых авторов сатирических журналов СССР, сегодня превратились в яркие художественные свидетельства эпохи. Здесь и проблемы в сельском хозяйстве («План коровника», журнал «Крокодил, 1955; «Дойка пчелы», 1962) и геополитика («Торговля с Китаем», «Американские краснобаи в ООН, 1952).
Популярность Каневского - литературного иллюстратора была без преувеличения всенародной - у изданий с его иллюстрациями были миллионные тиражи);
Для своих «детских» работ Каневский не просто делал иллюстрации - он создавал собственный мир и собственных персонажей, которые стали жить самостоятельной жизнью. В 1933 году в журнале «Пионер» появился «Необыкновенный Тут-Итам» - любознательный зверек с двумя медвежьими лапами, птичьим клювом и ручкой от зонтика вместо хвоста. В 1937 нрду Каневский создал новый облик Мурзилки - этот сказочный персонаж (он изображался и лесным жителем, и модником во фраке, и даже маленькой собачкой) существовал в детских книгах с конца XIX века и с 1924 года его именем называется детский журнал. На рисунке Каневского стал таким, каким мы его знаем - желтым, пушистым, в берете, шарфе и с фотоаппаратом.
Выставка дает редкую возможность увидеть Аминадава Каневского «за пределами» карикатуры и книжной иллюстрации - и оценить мастерство художника в тонких, сдержанных, психологически точных графических и акварельных работах.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»