Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Андрей Красулин. Без названия

Андрей Красулин. Без названия

7 октября - 6 декабря 2020
Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10, зал 38

Состав выставки: более 120 экспонатов - скульптура,
живопись, графика, пространственные объекты
Собрания: Государственная Третьяковская галерея,
собственность автора
Кураторы: Пошвин Дмитрий, Коробцова Светлана

Андрей Красулин - известный скульптор, живописец и график, одна из знаковых фигур в современном искусстве. Проект «Без названия» - это вторая персональная выставка Андрея Красулина в Третьяковской галерее. Ретроспектива демонстрирует скульптуру, живопись, графику и пространственные объекты, отражая многогранность и одновременно целостность творчества художника. Экспозиция дает разностороннее представление о сложном метафорическом языке искусства Андрея Красулина, родственном эстетике минимализма.

Андрей Николаевич Красулин родился в Москве в 1934 году. В 1949-м он поступил в скульптурный класс Московской средней художественной школы, в 1953-м - в Московское
высшее художественно-промышленное училище на отделение монументальной и декоративной скульптуры. Творческая биография Красулина складывалась нетипично для художника, который, по его собственному признанию, за годы обучения оказался «преисполнен отвращения к тому, что в училище называлось скульптурой». При всем неприятии официозного искусства, Красулин не состоял и не участвовал в движении отечественного андеграунда. Он работал в среде
скульпторов-монументалистов.

В своих творческих поисках Андрей Красулин постепенно приходил ко все менее ценным материалам и трудоемким техникам, отдавая предпочтение лаконизму художественного
высказывания. Часто то, что делает художник, весьма условно можно назвать скульптурой: он лишь подправляет первоначальную конфигурацию найденного им объекта. Смысл предметов Красулина заключен в их собственном пластическом качестве. Особый углубленносозерцательный взгляд на мир позволяет художнику в обыденных, далеких от эстетики вещах увидеть неординарность конфигурации и яркость образа. Исписанная бумага и гофрокартон,
старые доски, строительная сетка под руками Андрея Красулина обретают пластическую выразительность и смысловую насыщенность. Мастер проявляет значительное в незначительном при помощи легкого авторского вмешательства: введения цвета или парадоксального изменения знакомых очертаний будничных предметов.
В течение десятилетий Андрей Красулин разрабатывает в разных техниках и материалах излюбленные темы, дающие ему широкий простор для художественных вариаций, среди которых основные - «Коробки», «Полосы», «Доски», «Пейзаж», «Табуретки».

Многие экспонаты проекта отсылают к опыту работы Андрея Красулина в архитектуре и дизайне, где особенно отчетливо выявилось его стремление к «правильному устройству вещей в пространстве». Этапным произведением для художника стали рельефы из серии «Театр» (1969), выполненные для интерьеров Тульского академического театра драмы. При работе над серией Красулин применил новаторскую технику гипсовой отливки в контрформу, созданную из влажного
песка. Использование этого мягкого и податливого материала позволило мастеру создать мир образов, рождающих богатый ассоциативный ряд. В 1989 году монументальный рельеф Красулина из серии «Театр» был вмонтирован в стену вестибюля второго этажа Третьяковской
галереи на Крымском Валу и с того момента является неотъемлемой частью его интерьера.

Особое место не только на выставке, но и во всем творчестве Андрея Красулина занимают работы из цикла «Доски». Эти произведения ознаменовали окончательный отход художника от скульптуры в традиционном ее понимании. Материалом и источником вдохновения для
вертикально ориентированных конструкций цикла стали исхоженные доски пола из старой мастерской Красулина. Произведения «Плуг для неба», «Пол», «DOMUS» (все - 1995)
представляют собой художественные метафоры, воплощенные в формах лаконичных архитектурных символов.

Выставка представляет зрителю произведения одного из самых значительных и глубоких участников современного художественного процесса.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»