Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Книжная графика 1920-1930-х годов»:

«Книжная графика 1920-1930-х годов»:


20 марта - 10 апреля 2010
Государственный Литературный Музей и Галерея «Веллум»
Трубниковский пер., д. 17

Галерея «Веллум» снова открывает для зрителей малоизвестные имена из истории советского искусства первой трети XX века. На выставке «Книжная графика 1920-1930-х годов» экспонируются работы Марка Аксельрода и Менделя Горшмана, которые представляют собой иллюстративный материал к произведениям еврейских писателей: Шолом Алейхема и Шрайбмана, а также к еврейским народным сказкам. Еще одним открытием для публики станет впервые представленная серия графических работ Ефросиньи Ермиловой-Платовой конца 1920-х годов.

В каждой из 60-ти работ из этой экспозиции, зритель и искушенный читатель найдет много интересного. Книжная графика Марка Аксельрода, - тут и его иллюстрации к книге Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» и рассказу «Мафусаил», и рисунки к детским сказкам. Будут представлены авторские иллюстрации Менделя Горшмана к книге еврейского писателя И.Шрайбмана «Три лета». Впервые экспонируются 15 листов авторских иллюстраций.

Встреча двух авторов в одном выставочном пространстве не случайна: художников связывала творческая и личная дружба. Они были земляками, в одно и тоже время были студентами графического отделения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, оба были учениками В.Фаворского, чья школа чувствуется в их работах: приверженность к точной детали, характерному жесту нигде не переходит в мелочность, бытописательство.
Их творческие судьбы очень похожи: художники начали выставляться во второй половине 1920-х годов и являлись членами общества "Четыре искусства". В конце 1920-х - начале 1930-х и Аксельрод и Горшман вели преподавательскую работу: Аксельрод - во ВХУТЕИНе и Текстильном институте в Москве, Горшман - ассистентом-преподавателем в Ленинградском ВХУТЕИНе.
В 1930-1931 гг., вместе с Л.Зевиным и Л.Жолткевич, были участниками творческой бригады, изучавшей жизнь еврейских переселенцев на Украине, в Крыму, в Биробиджане. По материалам этих поездок художниками были исполнены акварели, гуаши, рисунки и литографии на жанровые темы, серии портретов и пейзажей.
В 1930-е гг. работы Аксельрода все реже стали принимать на выставки, и поэтому в 1930-1940-е годы он был известен преимущественно как книжный график (оформил десятки книг, в том числе произведения Шолом Алейхема, П.Мериме, Ш.Галкина и др.) и театральный художник.
Горшман наибольшую известность получил также как иллюстратор. Он оформлял книги Гослитиздата, Детгиза и других издательств. В 30-е гг. Горшман активно сотрудничал с издательством "Дер Эмес" и оформил ряд книг на идиш - произведения И.Переца, Менделе Мохер Сфраима, Шолом Алейхема. В 1946 году в этом издательстве вышла книга И.Шрайбмана "Три лета" с иллюстрациями Горшмана.
Обращение художников к литературе на идиш было закономерным, этот язык был для них родным. Кроме того, их друзья и близкие занимались литературной деятельностью: брат Аксельрода был поэтом, которого литературовед Х.Бейдер назвал "одним из интеллигентнейших еврейских поэтов ХХ века"; жены художников - Р.Рубина и Ш.Горшман - были писательницами.
С возобновлением публикаций произведений еврейской литературы и основанием в 1961 г. журнала на идиш "Советиш Геймланд" Горшман стал одним из ведущих иллюстраторов, а также оформил ряд книг классиков еврейской литературы на идиш и в переводе на русский язык
В 1966 году в Москве оба художника участвовали в групповой выставке пяти художников: М.Аксельрод, М. Горшман, А.Лабас, А.Тенета, Г.Шульц. В том же году в Москве состоялась также первая и единственная при жизни Горшмана выставка его работ.
Персональные выставки Аксельрода в Москве (1972) и Ленинграде (1973) состоялись уже после смерти художника. Ретроспективная посмертная выставка была организована в Москве в 1982 году к 80-летию со дня рождения.
Работы художников находятся в собраниях ГТГ, ГМИИ, ГРМ и множества других музеев страны.

На выставке также представлена серия графических работ Е.Ф. Ермиловой-Платовой конца 1920-х годов, которые ранее не экспонировались и являются открытием для публики. По своей сути они являются своеобразным иллюстративным материалом жизни и быта страны этого времени. Художественный стиль этих работ отражает увлечение художницей в этот период кубизмом и неопримитивизмом. Её работы отличает эмоциональная наполненность и высокое мастерство..
Тем не менее, работы эмоционально наполнены и мастерски выполнены.

ЕРМИЛОВА-ПЛАТОВА Ефросинья Федосеевна 27 февраля 1895 (село Каменка Таврической губернии)-23 декабря 1974 (Москва). Живописец, график. Детство провела в Крыму. Училась в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов (1914), в студиях К.Юона и И.Дудина (1914-1916) и И.Машкова (1916-1918). Испытала влияние М.Ларионова, Н.Гончаровой, М.Волошина, А.Экстер. В 1919-1921 жила в Симферополе, где работала в подотделе искусств Крымского народного отдела образования. В 1921 возвратилась в Москву; в 1923 вышла замуж за художника Ф.Платова. Писала пейзажи, портреты. Создала графические серии работ на бытовые темы, темы Великой Отечественной войны, цирка и так далее. В 1930-х подверглась обвинениям в формализме, была исключена из МОСХ. С 1945 работала в технике аппликации. С 1911 участник выставок. Экспонировала свои работы на юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932-1934) и других. Провела персональные выставки в Москве (1934; совместно с Платовым, 1939, 1944). Для произведений художницы характерны эмоциональная насыщенность, эскизная манера письма, яркость, сочность красок, широта палитры. Творчество Ермиловой-Платовой представлено во многих музейных собраниях, в том числе в ГРМ, ГМИИ имени Пушкина и других.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»