Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

МЕТАМОРФОЗЫ. Художественное стекло Виктора Шевченко

МЕТАМОРФОЗЫ. Художественное стекло Виктора Шевченко

18 марта - 15 апреля 2010
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
ул. Делегатская, д. 3

Виктор Яковлевич Шевченко (род. 1935) - один из ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства, классик художественного стекла, Заслуженный художник России. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны - Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историческом музее, музеях-усадьбах «Царицыно», «Кусково» и других. Выставкой «Метаморфозы» ВМДПиНИ не только чествует 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности автора, но и актуализирует проблему исчезновения одной из старейших традиционных отраслей отечественного производства - художественного стеклоделия.


Диапазон профессиональных интересов В.Шевченко широк и многогранен. Выпускник Ленинградского ВХПУ им. В.И.Мухиной (ок. в 1961 году), В.Шевченко на протяжении нескольких десятилетий успешно развивал направления, заложенные в советском стекле знаменитым скульптором и художником Верой Ильиничной Мухиной: утилитарное стекло - посуда - для массового производства, ансамбли и вазы, изготавливаемые небольшими сериями, и авторское стекло - уникальные единичные произведения искусства.
Работа на Дятьковском (бывш. Мальцовском) хрустальном заводе (1961-1975) и стеклозаводе "Красный май" (Вышний Волочек, 1975-2002), где В.Шевченко был главным художником, в значительной мере определяла лицо этих крупнейших стекольных предприятий. Автор проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства, способные внести перемены в повседневное окружение (Стопки для массового производства, выполненные прессованным способом, набор рюмок и бокалов «Хрустальный», кружка «Русская»).

Одновременно работал над проблемой сочетания прозрачного предмета с рельефной росписью, получив в 1963 году авторское свидетельство за соединение шамотной пасты с поверхностью стекла (блюдо «Конь», 1962; ваза «Индустриальная», 1963).

Но любимым материалом, призванием художника стало цветное сульфид-цинковое стекло в сочетании с лепной, «гутной» техникой. «Русским чудом» называли феномен советского сульфидного стекла зарубежные коллеги. Именно в этой технике, используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. «Метаморфозы» (1973) - этапная работа в творчестве мастера - стала значительным художественным явлением.

Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности, к монументальной, динамичной и живой форме, а разгадка их эмоциональной содержательности кроется в богатстве возможных трактовок образов и глубоком постижении логики и напряженности природных форм. В сульфиде В.Шевченко создал и ряд декоративных ансамблей для общественных зданий, в т.ч. композиции для гостиницы «Националь» и нового здания МХАТ.

Кульминация творческого пути В.Шевченко закономерно совпала с расцветом советского художественного стекла и его международным признанием. В 1970-80-е годы в СССР стеклоделие, в отличие от живописи или скульптуры, было свободным от идеологии творческим полем, позволяющим заниматься свободным формотворчеством и пластическими экспериментами. И во многом эта возможность обеспечивалась существованием крупных производств - стекольных и хрустальных заводов, оснащенных печами для варки стекла и оборудованием для его обработки. 90-е годы XX века стали началом упадка российской стекольной промышленности, продолжающимся по сей день: большинство заводов закрылись, оставшиеся сокращают свои производства.

В изменившихся условиях В.Шевченко, основа авторского метода которого - постоянный поиск, продолжал и продолжает открывать для себя новые техники и приемы, добиваясь новой стилистики и образности. «Торс» (1990), выполненный в авторской технике, граничит со скульптурой, «Последнее окно Мейерхольда» (2003, стекло, металл) поражает своей монументальностью, драматичным сочетанием материалов, внутренним напряжением и удивительной живописностью при сдержанности цветовой гаммы, триптих «Памяти К.Малевича» (2003) и «Архитектон» (2007) отражают тенденции творчества автора в начале XXI века.

В.Шевченко - обладатель различных профессиональных премий, медали «Достойному» и диплома Академии художеств СССР; участник множества выставок в России и за рубежом: в Англии, Румынии, Германии, Чехословакии, Канаде, США, Японии и др.

На юбилейной выставке представлено свыше 100 работ из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и из собрания автора, выполненных в период с 1960-х годов по настоящее время. Собранные в одном пространстве, произведения В.Шевченко, по словам искусствоведа Н.Степанян, «поражают и масштабом задач, поставленных перед собой автором, и оригинальностью решений, и особым темпераментом, пластическим даром, объединяющим их в «линию Шевченко» внутри отечественного стеклоделия».

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»