Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Персональная выставка Игоря Снегура (к 75-летию художника)

Персональная выставка Игоря Снегура (к 75-летию художника)

24 марта - 30 апреля 2010
Государственный институт искусствознания
Козицкий пер., д. 5

«СТАТИКА - ВСЕГДА ПРОШЛОЕ»

Как текст в книге, как музыкальная партитура, так и живопись - продукт записи явлений живого во времени события. Восстановить живое во времени означает статику вскрыть, запустить часовой механизм времени. Ре-цептуализм предалагает это совершить. Оценку произведения сместить с формальной на драматическую - не на конечный продукт, но на творческий процесс. Наши чувства открывают мир данный природой: человек погружен в бытие, или в со-бытие динамическое, меняющееся: «никто дважды не войдет в одну воду». Но человек стремится к оптимальному - поменьше затрат, ибо покой сладок. Проще обсуждать знаки-символы, внешний вид, это отвечает оптимизации, болезнь эта присуща не только искусствоведам, но и художникам. Художник связан материальной культурой, общество потребляет - это естественно, но это узы. Если социальное бытие так обуславливает творчество, кому, как не искусствоведам взять на себя исследование изобразительного языка - «Живопись.Изобразительная речь». Но разнообразные стереотипы «стилей языка» - язык цеховой. Художник-автор познает правду через работу с материалом, опыт прямой и непосредственен, поэтому и результат глубок.

Ре-цептуализм предлагает оценивать произведения не по конечному продукту, воспринимаемый социумом как материальная вещь вне автора, но по творческому процессу. Виртуальное пространство, представлено интернетом, где нет физического контакта - это еще одна «территория», где можно формализовать, расписать и перекинуть в новые времена старые схемы. Статика - всегда прошлое!

Сегодня обнаружены три структуры, которые постигаемы художниками-практиками. Три пространства: первое - социальное, второе - культурная память и ассоциация, воплощенная знаке, третье - виртуальное пространство, «за, и вне поврхности холста». Три пространства трактуют событие через оппозиции, трех качеств. Стратегия Ре-цептуализма предлагает изменить, поменять акценты, на три пространства: физическое вещественное, второе - проекция поверхность-плоскость, третье пространство - виртуальное пространство вне и за пределом холста. Это не материальные аналогии, они не имеют вещественного, физического знака, но находятся в языке изобразительном как метафоры, образы,..Три вышеназванные качества в реальном времени одномоментны, это позволяет со-участником включитья в творческий процесс, со-переживание, со-чувствие, со - все возможное , процесс в живом действии. Виртуальный образ также материален, как плоть, как мысли, помыслы о чем-либо. Намерение больше результата. Не конечный продукт, а намерение имеет большую цену. До начала 20 века всякая поверхность воспринималась как «территория», воспринимающая жесты художника, где условное пространственно-визуальное, знаковое изображение было достаточным. После Малевича, прошло 100 лет опытов с поверхностью, пока не стало ясно, что тактических ресурсов у художника больше.

Итак, есть два виртуальных пространства. Одно визуализирует мир, перенося его на плоскость способами аналогий - визуально-реальное. Но всякое изображение - не конкретная реальность, но подобие, т.е. виртуальное. Итак, Малевич заложил основу двух виртуальных пространств. Одно - визуально-видимое, другое, как антитеза - пространство за поверхностью. Если первое пользуется зрительным опытом и опирается на него, то второе - опытом, который приходит от со-переживания краски-формы, или мысли-формы. Первое виртуальное пространство отреализованно культурой тысячелетий. Первое пространство достаточно для визуализации видимого, зачем его отправлять в глубину за пределы физической поверхности!

Есть интересные размышления, например, в книге художника Эрика Булатова, «Живу дальше» 2009 года о пространстве. С одной стороны, он говорит, что все, над поверхностью холста принадлежит социальному миру. Однако, вопреки, уводит в глубину пространства, за поверхность холста, социальный мир, природный мир, образы, и т.д . Значит у Э.Булатова внутренний и внешний мир не разделены, что мешает высказаться совершеннее, конечно это его право. Признаки «за-пространства» следующие: в нем отсутствует идеология, социальные проблемы, метафоры, идеологемы, но, - проявлены энергии сил повелительных, сослагательных, дательных, родительных, винительных, массы, резонанса, скорости, ритма, вибрации, сил цвета, также и в форме.

Современному художнику очевидно: первое - социальное, физическое пространство, второе пространство - виртуальное, третье пространство поверхность, плоскость двухмерная: переходник между двумя пространствами. Плоскость, может содержать элементы стилизации. Вот три пространства где художник может реализовываться, в одном, или во всех трех, что непременно определит и стиль.

Итак, три пространства: социальное, виртуально-духовное и события в плоскости холста, в двухмерности провоцируют декор, орнаменталистику, стилизацию, где есть элементы одного и другого пространства. Искусствоведы и профессиональная школа сегодня, не имея четкого представления, может неверно оценивать труд современного художника. Спросим, какая разница между художником - «авангардистом» и современником который эстетизирует мир внешний. Однако большинство тиражирует, перефразируя, уже известные события культуры. Ни философия души, ни философы-экзистенциалисты, ни теософы, ни практики восточные, поиска истины, не совершенны, вместе не смогли договориться, ни объяснить интуицию нового культурного пространства...

Кому, как не художнику узнать первому - работая с физическим материалом: с цветом, формой, пространством, их исследуя, возможности такого подхода. Для современного художника 100 лет опыта тысяч художников разных стран подошло к точке. Формализованное ими откровение супрематизма, нового пространства, принесло ноль результатов, за исключением частных случаев.

Михаил Шварцман, не берем его духовную предрасположенность, раскрывшая ему существо виртуального пространства Малевича, он может быть, единственный, говорил: не буду показывать, не буду выставляться - вы меня не услышите, имея в виду как далеки от него современный арт-рынок. Факт известный, искусствоведы не могут найти ключ к творческому жесту. М.Шварцмана. Из всего вышесказанного вопрос - что это за виртуальное пространство, которое мы не знаем, и глаз не настроен его видеть. Это пространство оказалось Шварцману достаточным, чтобы всю жизнь быть художником. Я бы назвал его первым художником Ре-цептуализма.

Нет ничего более жесткого, материального, и действующего в веках надежно, как культура, не капитал мерцающий! Капитал - дочь культуры, не первое место в развитии цивилизации. Поэтому, открывая новые пространства, не ангажированные, не зомбированные - мы очищаем будущее застывших схем. Реконструкция духовного человека - срочно! Этим должна заниматься культура, иначе нано-технологии, совершенствующиеся параллельно, уничтожат будущее человечества. Есть дорога - реконструкция Духа человека, но не плоти. Культура обязана опередить нано-технологии, иначе они уничтожат нас.

 

CНЕГУР ИГОРЬ

Член Московского Союза художников,
Международного Художественного Фонда,
Московского Союза журналистов Москвы.

Родился в Москве в 1935 году. Учился в полиграфическом институте на факультете графики в 1960-64 гг. Участник первых выставок абстракционистов в Москве в студии Э.М. Белютина, 1958-60. Работал в кино, театре, книге, плакате. В период 1964-67 художник телевизионной программы «Клуб кинопутешествий» В.А.Шнейдерова. В 1966 году поставил и оформил спектакль «След в след» Э.Вериго, в Тульском театре «Юного зрителя». Организатор группы «20 Московских художников», ежегодные выставки которой проходили на Малой Грузинской ул.,28 в Москве с 1978 по 1988 годы. Учредитель первой частной галереи в Москве, «Марс» в 1988 году. Издатель журнала-каталога «Арт-Панорама», 1993 г.


Работы находятся в коллекциях:

Государственная Третьяковская Галерея. Москва.
Государственный Русский Музей. С.-Петербург.
Московский музей современного искусства,
В музеях Ярославля, Костромы, Хабаровска, Владивостока, Орла.
В коллекциях «Инкомбанка» (Москва), ассоциации «ASTEP» (Москва), банка "Капитал-Москва».
В международном фонде Н. и Т. Колодзей, в коллекции А.Глезера, в частных собраниях.

Зарубежные коллекции:

В художественном музее Коста-Рики. Сан-Хосе.
В коллекции Жака Амьеля. Франция. Ницца.
В коллекции Метакса. Греция.
В коллекции М. Кеннеди. Бостон. США.
В различных частных собраниях: в Японии, Греции, Австрии, Германии, Франции, Англии, в странах Латинской Америки, США.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»