Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«И после квадрата я поставил чашу...»

«И после квадрата я поставил чашу...»

21 апреля - 25 мая 2010
Галерея «Элизиум»
Центральный Дом Художника
Крымский Вал, 10

Галерея «Элизиум» представляет одного из самых интересных творцов второй половины XX века Владимира Васильевича Стерлигова (1904-1973) - художника, творчество которого до сих пор несправедливо недооценено. Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.

Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

Пластический мир Стерлигова, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма К. Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. Введенского «...На обоях человек, а на блюдечке четверг...», или «...В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма...», или «...Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг...»

Обэриуты отчетливо сознавали, что «...разум не понимает мира...», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир - живой участник художественного произведения». Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «...человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения...». Может быть, мы живем в «анти»-мире принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония.

В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров».

Эти миры обладают общими свойствами.

«Отсутствие верха и низа - их взаимная обратимость» и, как следствие, - «Безвесие».
«Единовременное бытие самого далёкого и самого близкого, далёкое-близкое».
«Зеркальность» и «обратность мира».
«Выворачивающееся пространство» - движение объёмов и форм по принципу ленты Мёбиуса и движение цвета по тому же принципу. У Стерлигова само пространство обладает свойствами ленты Мёбиуса: оно выворачивается наизнанку, принося с собой ощущение «обратной стороны» мира.
«Пошатнувшееся пространство», создающее картину мира в движении, неожиданных превращениях, в вибрации.
«Окружающая геометрия» - понимание предмета и фона как явлений равнозначных, при котором форма предмета утрачивает вещественность, зато пространство между предметами (фон) приобретает форму, при этом измененный предмет и измененное окружающее предмет пространство взаимодействуют друг с другом. В картину попадает «скрытая геометрия» пространства, совпадающая с природой или трансформированная.

Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма - кривая. «...Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу - своеобразную форму «упаковки» мира... Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура...» (А. Повелихина). ). Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе.

Практически во всех работах 1960-70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения - в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «...целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными...» (А. Повелихина ).

В конце необходимо отметить, что художественный мир В. В. Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, - кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности - высота, которой измеряет себя искусство. «...Первейшее, главное в искусстве - его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве - присутствие в нем силы. Сила - Божественна» (В. Стерлигов).

Владимир Стерлигов пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»