Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Русская графика 1900-1930-х годов из собрания А. и А. Заволокиных

Русская графика 1900-1930-х годов из собрания А. и А. Заволокиных

30 мая - 20 июля 2010
Галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ
коттеджный поселок БОРКИ, д. 36, 19-й км РУБЛЕВО-УСПЕНСКОГО шоссе

Выставка памяти коллекционера Александра Заволокина

Александра Заволокина знали все, кто в начале 2000-х годов так или иначе был связан с художественным процессом, все, кто принимал участие в организации выставок, кураторы, галеристы, музейщики, художники, арт-критики. Александр Заволокин в течение нескольких лет работал в Министерстве культуры РФ в должности зам.начальника управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. Благодаря его энергии в Москве произошло Биеннале современного искусства, он много лет своей жизни и труда вложил в работу Российского павильона на Венецианской Биеннале.

Любовь и служение искусству не могли обойти его частную жизнь. Даже те, кто знал коллекционера в Александре Заволокине, а таких было не очень много среди широкого круга его знакомых, плохо представляли реальный масштаб его увлечения.

Сейчас, через два года после внезапного ухода А.Заволокина из жизни, галерея НАШИ ХУДОЖНИКИ представляет публике более 130 графических работ из коллекции Александры и Александра Заволокиных. Замысел выставки состоит в том, чтобы показать почерк собирателя, его вкус и ощущение эпохи. Перед глазами зрителей предстанут рисунки, эскизы декораций и костюмов, экслибрисы и книжные иллюстрации преимущественно 1920-1930-х годов Льва Бруни, Василия Ватагина, Александра Ведерникова, Веры Ермолаевой, Владимира Конашевича, Николая Купреянова, Бориса Кустодиева, Александра Лабаса, Владимира Лебедева, Дмитрия Митрохина, Алексея Пахомова, Александры Платуновой, Веры Пестель, Ивана Пуни, Сергея Романовича, Михаила Соколова, Павла Соколова-Скаля, Антонины Софроновой, Веры Фаворской, Артура Фонвизина, Александра Шевченко, Василия Шухаева и других художников.

«Столкновение с любой настоящей коллекцией всегда несет радость и удивление открытия, сначала художественного, а потом и человеческого. Отбирая работы для выставки, мы были ошеломлены масштабом графической коллекции Заволокиных. В сущности, полная публикация работ могла бы выступить в качестве неплохого справочника по истории русской и советской графики. Из большого собрания А. и А.Заволокиных мы выделили часть, ограниченную 1900 1930-ми годами как наиболее интересную и сложную для коллекционирования...

Подлинный коллекционер, выбирая из окружающего мира то, что для него кажется ценным и настоящим, создает его по линии, по штриху, по образу, а выставка его собрания формирует в сознании зрителя его способ художественного постижения мира». Наталия Курникова, арт-директор галереи НАШИ ХУДОЖНИКИ, куратор выставки

К открытию выставки подготовлен каталог, в котором опубликованы очерки-воспоминания об Александре Заволокине его коллег и друзей Михаила Швыдкого, Александры Голициной, Леонида Тишкова, Зои Кирнозе, Стефана Кутурье и других.


История собирательства: Коллекционер Александр Заволокин

Александр Заволокин (1951 2008) был хорошо известен в московской среде любителей и знатоков искусства, особенно отечественной графики. Его талант собирателя проявился в студенческие годы. Детство прошло в небольшом городке Пучеже. Там он впервые увидел открытки с видами Русского музея и Эрмитажа. Они поразили детское воображение. А уже позже в Пединституте в Горьком он начал осознанно интересоваться искусством, много читал, ходил в музеи, покупал гравюры и рисунки. Благо графика в начале 1970-х стоила недорого. Но после распределения молодой учитель французского языка попал в село, несколько лет проработал директором сельской школы.
В конце 1970-х годов А.Заволокин переезжает в Москву, поступает на работу в Ленинку. И в этот период начинается осознанный поиск вещей, устанавливаются связи с наследниками художников, с другими коллекционерами и дилерами. На одной из музейных лекций Заволокин знакомится с дочерью А.В. Шевченко Татьяной Александровной. Покупает у нее несколько графических вещей этого художника. В этот период уже четко определяется направленность его коллекции наследие русских художников 1920 1930-х годов, но не музейных мэтров, а тех, кто оставался в тени художественного процесса советской идеологизированной эпохи. За пять-семь лет была собрана неплохая коллекция графики этого периода. Но, к несчастью, в 1988 году эта коллекция сгорела.

В 1994 году Заволокин начинает работать в Министерстве культуры РФ. После гибели первой коллекции он не опустил руки. Начал снова собирать свой любимый период. Постоянно обходил известные московские букинистические магазины, просматривал огромные папки, находил забытые шедевры, встречался с наследниками, дилерами. Заволокин обладал природным художественным вкусом, чутьем к талантам. Он открыл для многих совершенно забытых художников: М.Езучевского, Ф.Платова, Е.Ермилову-Платову. На каждое новое имя Заволокин заводил своеобразную учетную карточку, куда заносил все сведения, которые ему удавалось разыскать. Его знаменитая картотека служила многим, он охотно делился своими знаниями со многими коллегами по увлечению. Он помогал многим начинающим собирателям атрибутировать находившиеся вещи.

А.Заволокин собрал замечательную коллекцию, преимущественно графики, не уступающую музейным собраниям. Он спас от уничтожения наследия и архивы многих забытых художников. Он поднял свою любимую графику на статусную ступень коллекционирования.


Газета «Культура», май 2009 года

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»