Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Тимофей Парщиков. SUSPENSE/САСПЕНС

Тимофей Парщиков. SUSPENSE/САСПЕНС

2 июня - 27 июня 2010
Московский музей современного искусства
Петровка, 25

 

Эта выставка - результат визуальных исследований Тимофея Парщикова как фотографа, оператора и режиссера - объединяет работы, сделанные за последние три года в городах Европы и России.

Саспенс в кино - это неразрешенность конфликта, незавершенность ситуации, сгусток смутной необъяснимой тревоги. Этот прием возник в послевоенные годы, почти сразу обретая новое прочтение в контексте второй волны европейского экзистенциализма, и как нельзя лучше подошел для описания безотчетной тоски, охватившей послевоенный мир. Но в отличие от кинематографа, где точно вымеренное беспокойство охватывает зрителей по воле режиссера, в реальной жизни чувство непроизвольной тревоги оказалось бесконтрольным и тотальным. Присущее человеку изначально, в наши дни оно усугубляется и подпитывается информационной средой, которая в основном фиксируется на катастрофах. Эта среда, глобализующая пространство, размыла его внутренние границы, и в то же время подействовала разобщающе: тревога обернулась изоляцией и частной незащищенностью индивидуума перед неизвестностью.

Фотограф обречен пересекать пространство - не физически, так взглядом - и в этом смысле он как путешественник незащищеннее других. Ощущение саспенса одинаково непредсказуемо настигает его на пустынной набережной Стамбула или посреди людной площади Неаполя. Фотография становится для него щитом, оберегающим от оцепенения и примиряющим с неизвестностью. Парщиков пытается зафиксировать замешательство, возникающее на грани краха хрупкого внутреннего равновесия. Частное эстетическое переживание фотографа обнажает нервозность ситуации и фиксирует ее незавершенность.

Парщиков часто передает тревогу через сумеречную драматургию ядовито-цветного освещения, где невидимое, неразличимое или оставшееся за кадром становится так же важно, как и то, что в кадре. Умение уравновешивать в фотографии статику и динамику базируется на его отличном знании кинематографа. Автор изысканно работает с цветом, нюансировано прорабатывая тени и контрасты, стремясь приблизиться к визуальному прообразу своих поисков - фильмам "нуар" сороковых и "неонуар" семидесятых годов.
Для экспозиции проекта Тимофей Парщиков выбрал близкий и знаковый для себя образ кинозала: работы демонстрируются в затемненном пространстве, а попеременно вспыхивающие и гаснущие лайтбоксы с фотографиями превращаются в дискретный, деконструированный экран. Неуверенное мерцание объектов в темном зале поддерживается саундтреком. Фоновые шумы, обычно остающиеся незамеченными, в момент тревоги актуализируются и заполняют поле нашего восприятия.

В работах Тимофея Парщикова саспенс пронизывает природную среду, урбанистическое пространство и населяющих его персонажей.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»