Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»

«Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»

12 марта - 3 апреля 2011
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина
Волхонка, 10

 

С 12 марта по 03 апреля 2011 года в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдёт выставка «Живопись Павла Леонова из собрания
К.Г. Богемской». Этот выставочный проект - дань памяти Ксении Георгиевны Богемской, безвременно ушедшей из жизни 24 сентября 2010 года. Доктор искусствоведения с мировым именем, автор статей и книг, художественный критик, куратор ярких выставочных проектов, с 2009 года Ксения Богемская возглавляла научное направление деятельности ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Как классический историк искусства, чуждый ложной конъюнктурности, Богемская с равной степенью серьезности занималась изучением любимых ею импрессионистов и не менее любимых художников-примитивистов, картины которых она коллекционировала. Именно Богемская способствовала открытию для публики многих российских мастеров наивного искусства. Её коллекция, которую она постоянно пополняла, выискивая в глубинке художников самородков, была делом жизни, направленным на реабилитацию искусства аутсайдеров в профессиональной среде. Благодаря Богемской имена отечественных художников-самоучек стали известны далеко за пределами России, а их творчество приобрело международный статус.
На выставке в Отделе личных коллекций зрителям будут представлены 43 работы Павла Леонова: искусство, рождённое из опыта жизни бродяги и разнорабочего, духовно пронизанное идеями, звучавшими в полуночных беседах художников московского андерграунда 1970-х. К художникам московского андерграунда принадлежал и Михаил Рогинский, педагог Павла Леонова в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств).
Как всякое настоящее искусство, произведения Леонова сообщают зрителю больше того, что знал художник. Его картины изображают улучшенное прошлое - с фонтанами, порталами клуба и пр., они повествуют о замечательном «будующем», но как явление художественное - они свидетельство своего времени - 1970-1990-х годов. В них отражена сюжетно и эмоционально вся та смесь привычек, надежд, устремлений, новаций, которая будоражила российское общество в этот период. Воплощён типично крестьянский, с хитрецой и недоверчивостью, взгляд на мир и новых его героев, и типично советское простодушие с верой в могущество великих вождей. Здесь есть смекалка и готовность меняться: в сюжетах, подсказанных заказчиками, где появляются и ангелы, и кентавры, и их жены, и «денизабры» (динозавры).
В картинах Леонова заключена такая жизненная сила, что они покоряют каждое сердце, открытое художественным впечатлениям и не испорченное стандартами потребления музейных образцов. В самом размере его картин, в их многоярусных конструкциях, в убедительности энергичного рисунка фигур, то прорастающих через несколько этажей окружающего мира, то распространяющихся в беге и танце по всей плоскости холста, чувствуется размах и удаль сказочного русского героя, младшего брата, увальня и простеца, в итоге побеждающего всех и проходящего через все испытания.
Ранние работы Леонова написаны в сумрачной неяркой гамме. В них сохраняются элементы «правильной» прямой перспективы. К середине и второй половине 1990-х годов живопись становится богаче. Картины уже совершенно плоскостные. Фигуры людей чаще всего черные - будто все они, как зэки в лагере, одеты в черные бушлаты. Но иногда они одеваются в белое. Мелкие черные птички, галочками видневшиеся в бледном небе ранних картин, становятся мясистыми черными грачами в синеве более поздних, а затем сюда прилетают и белые птицы.
Искрометная смесь государственной и собственной фантазии, воспоминаний и изобретений формируют свой стиль и способ живописи, непохожий ни на какой другой. Торжество мечты над жизнью, замысла над воплощением, столь присущее Леонову, является характерной чертой национального русского характера.
Для наивного искусства характерно пафосное утверждение этических ценностей - вера в будущее, уважительное отношение к прошлому. Это искусство бескорыстно. "В Рай воров и мошенников не пускают" - один из любимых дидактических сюжетов художника. Процветание Меховиц и прочих населенных пунктов, военные победы, подвиги, технические достижения и их носители, спорт, праздники - весь набор сюжетов советского социалистического реализма. Примитивная манера исполнения, вызывающая у зрителей ощущение иронии, переносит лозунговые ценности в мир наивной фантазии, выдавая именно их нереалистическую сущность. Но сами произведения - не карикатура, не пародия. Их художественное воздействие таково, что зритель получает заряд позитивной энергии. Воздействие на чувства человека, на его бессознательное напрямую, вне правил живописи, придает огромную силу и обаяние наивному искусству.
Леонов создал свой образ России, какого еще не было. Он создал стиль, который принадлежал ему самому. Наследие художника, состоящее из полутора тысяч больших холстов, как и наследие других великих художников, огромный собственный мир, в гранях которого отражаются и преломляются различные грани мира окружающего.
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»