Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«И мира звук в ответ мечу гремел». MUSEUM Сергея и Татьяны Подстаницких

16 марта - 8 мая 2011
Государственный исторический музей
Красная площадь, дом 1


Русский исторический портрет

Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких, создаваясь как сугубо "искусствоведческая" коллекция, никогда не стремилось стать только очерком истории русского искусства.

В коллекции органично сочетаются творения знаменитых, а также редких живописцев, рисовальщиков, миниатюристов, скульпторов XVIII -XIХ веков, в ней собрана иконография исторических лиц и событий военной истории в портретах и батальных сценах, в том числе из царских и великокняжеских собраний, предметы художественной старины. Цель выставки - впервые в полном объеме показать зрителю уникальную частную коллекцию русских исторических артефактов, близкую по составу и структуре дворянским домашним музеям старой России. Общее число экспонатов - более 300.

Очевиден интерес коллекционеров к мастерам так называемой "россики", творческому наследию иностранных художников, работавших в России или за границей по русским заказам и представлявших европейскую художественную традицию внутри русской школы. Исследовательский энтузиазм позволил разыскать редкие произведения портретной живописи XVIII века, как, например, портрет русского купца и дипломата шведского происхождения Арвида Витфоота, изображенного в дворянском мундире петербургской губернии, работы придворного художника Марии Антуанетты Адольфа Ульрика Вертмюллера (Wertmuller) (1751-1811). В коллекции есть портретные произведения Л.Гуттенбрунна (Guttenbrunn) (1750-1819), И.Ф.А.Дарбеса (Darbes) (1747-1810), Н.Б.Делапьера (De La Pierre) (1767-1793), жанровая сцена "Внутренность русской избы" и рисунок "Русская крестьянка" знаменитого Ж..-Б.Лепренса (Leprince, Le Prince) (1734-1781).

Искусство, создававшееся русскими художниками во время пенсионерских поездок в Европу, никогда не было предметом систематического изучения. Очевидно, часть созданного ими наследия не сохранилась, или не опознана. Поэтому собирание этого наследия, фрагменты которого присутствуют в коллекции Подстаницких, имеет большую ценность для исследователей. Особую гордость коллекции представляют портретная живопись и миниатюры работы Ивана Яковлевича Пескорского (1757? - после 1811) - сына священника, русского живописца и миниатюриста, работавшего в Париже. Его утонченное искусство, испытавшее влияние эстетизма французского портрета 1780-х годов, несмотря на утрату связей с родиной, сохранило тональность портрета русского и, возможно, являет его новую, требующую осмысления, образную грань.

Портреты "дворцового" качества редко встречаются в частных собраниях. Можно назвать превосходными два портрета великой княгини Марии Федоровны, впоследствии императрицы, живописный портрет работы Д.Г.Левицкого и миниатюрный портрет А.Х.Ритта.

С созданием образа императора Петра I связано имя ученицы Э.-М.Фальконе известного скульптора М.-А.Колло (Collot) (1748-1821). В собрании хранится терракотовый бюст князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1735-1803), по приглашению которого она в 1766 году вместе с учителем приехала в Петербург. Эгломизе И.Ф.Антинга (Anting) (1753-1805)- "Автопортрет с семьей" 1790-х годов - изобилует нигде более не встречающимися деталями ремесла силуэтиста. Вся семейная сцена, осененная присутствием Екатерины II, чей портрет Антинг держит в руках, оставляет впечатление благоговейного поклонения императрице.

Высокой коллекционной ценностью обладают образцы редкой иконографии известнейших лиц русской истории, к которым относится, например, профильный портрет князя Г.А.Потемкина-Таврического работы неизвестного художника 1780 - первой половины 1790-х годов.

Разделы коллекции XIX века, будь то царский или военный портрет, или батальный жанр, вбирая в себя произведения времен Александра I, Николая I и отчасти Александра II, прежде всего, миниатюры и рисунки, постепенно иссякают, миновав середину столетия.

При отборе произведений для выставки музей учел особый интерес коллекционеров к военному портрету, батальным сценам, той занимательной иконографии русской жизни, которая связана с военными, как своеобразным сословием. Военная галерея в широком представлении: от произведений знаменитого Дж.Доу до работ русского анонима , не обладая пафосом официальных собраний, передает дух подлинной армейской жизни.

Наиболее обильна графическая часть коллекции первой половины XIX века с разнообразно представленными в ней первыми именами художников-портретистов - П.Ф.Соколова (1787/91-1848), В.И.Гау (1816-1895), П.О.Росси (1761-1831), П.Э.Рокштуля (1764-1824) и других, не менее известных.

В коллекции хранятся настоящие шедевры детского акварельного и миниатюрного портрета, такие, как впервые публикуемый портрет двух девочек из рода Капнистов 1848 года работы Е.Ф.Крендовского (1810- не ранее 1854).

Придворное искусство эпохи Николая I представлено в коллекции произведениями любимых художников императора - Ф.Крюгера (Kruger) (1797-1857), А.И.Ладюрнера (1799-1855), входившего в близкий круг царской семьи, "придворного рисовальщика" А. Ф.Чернышев (1824-1863) и рисунком самого Николая Павловича. Есть в коллекции и памятные вещи - скульптурный портрет великой княгини Марии Николаевны, исполненный Н.С.Пименовым (1812-1864) с натуры по заказу самой великой княгини на ее день рождения в августе 1856 года.

Дворцовый обиход изобиловал памятными предметами, не выходившими в своем бытовании за пределы окружения царской семьи. Оставаясь с момента создания вплоть до сегодняшнего дня "сувениром чувств", эти редкости долго не меняли хозяев, передаваясь по наследству. Такими изящного исполнения безделицами обладает далеко не каждое музейное собрание. Блистательный рисовальщик А.И.Шарлемань (Боде-Шарлемань) (1826-1901) создал множество камерных зарисовок "для посвященных", которые впоследствии были вставлены, словно спрятаны в реликварии, в дарившиеся шкатулки, портсигары, etc. Таким примером служит акварель начала 1860-х годов, изображающая детей великого князя Константина Николаевича катающимися на крошечном залитом, по-видимому, на одной из невысоких крыш Зимнего дворца катке.

Отдельные части собрания Подстаницких, как и сложившийся в нем ансамбль художественных предметов в целом, обладают достойной полнотой. Это настоящий Museum, исполненный для тех, кто с ним знакомится впервые на выставке в Историческом музее, глубокого исторического смысла и являющийся источником наслаждений ума и души.

Автор выставки - Наталья Андреевна Перевезенцева

Художник выставки - Сергей Леонидович Теплов


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»