Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Охваченные счастьем бытия. Натюрморт первой половины ХХ века из собрания Мамонтовых»

«Охваченные счастьем бытия. Натюрморт первой половины ХХ века из собрания Мамонтовых»

9 июня - 30 июня 2011
«Галерея Мамонтовых»
Лаврушинский пер., дом 11, корпус 1

8 июня 2011 года в частной «Галерее Мамонтовых» открывается выставка, представляющая часть коллекции (25 произведений) семьи Мамонтовых. Нынешняя выставка вписывается в ряд уже состоявшихся в Вене, в московском Царицыне, в самой галерее и продолжает цикл выставок, знакомящих с искусством первой половины ХХ века во всем его многообразии, организуемых «Галереей Мамонтовых». Основу экспозиции составили работы: «Бухарский натюрморт» (1910-е гг.) и три поздних натюрморта П. Кузнецова, «Натюрморт. Георгины» (1912-13) И. Машкова, «Ванна» (нач. 1930-х гг.) А. Лентулова, «Куклы» С. Судейкина (1920-30-е гг.). Эти полотна, два из которых экспонируются впервые, несомненно, станут той «маленькой сенсацией», без которой немыслима жизнь искусства.

Названием выставки послужила известная поэтическая строчка Н. Заболоцкого, определяющая настроение по отношению к визуальному образу всей экспозиции в целом - благоговение перед хрупкой красотой реального мира.
Жанр натюрморта, увлекающий нас созерцанием того, как художник рисует картину говорящего с человеком бытия, всегда привлекал, и будет привлекать внимание и собирателей коллекций, и зрителей не только в силу своей аполитичности и вневременности, но также и потому, что «нам всегда будут нужны образы других, чтобы расцветить свои собственные» (Г. Башляр).
Натюрморт - тот жанр, который может рассказать о своей эпохе едва ли не больше, чем любой другой. Показанные на выставке работы лучших мастеров этого жанра в искусстве ХХ века рисуют портрет века, но не парадный, а камерный и даже интимный. Как в «стеклах времени» (В. Набоков) в них отразилась обыкновенная жизнь без привкуса политической демагогии, социальных потрясений и идеологических догм, а время как будто остановилось, и мир предстал в своей вечной, торжественной неподвижности. «Неслучайно интерес к натюрморту, как правило, совпадает с периодами, когда вопрос изучения искусством своего собственного языка становится осознанной проблемой» (Ю. Лотман). Освобожденный от литературных ассоциаций, натюрморт - наиболее личный и прямой способ творческого самовыражения.
В задачи коллекционера не входило, собирая натюрморты, отдавать предпочтение именно цветочным, но так получилось, что большинство показанных в экспозиции натюрмортов - цветы. Самый распространенный тип цветочного натюрморта - букет цветов, поставленный в вазу. «Цветы, лишенные корней, / Цветы, опущенные в воду...» (Д. Мережковский). Пока еще живые, но уже срезанные, т.е. обреченные на умирание - фрагмент времени, запечатленный миг или застывшее мгновение, пластически представленное художником.
Расцвет натюрморта в начале ХХ века связан, прежде всего, с творчеством художников, входивших в объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет». Радикально противоположные друг другу, именно эти две художественные группировки дали наилучшие образцы натюрмортного жанра, получившего развитие в следующие десятилетия. На выставке представлены работы художников, входивших в состав «Голубой розы» (П. Кузнецова, С. Судейкина, А. Арапова) и «Бубнового валета» (Н. Гончаровой, И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, А. Лентулова, Р. Фалька), для которых натюрморт служил полем живописного эксперимента.
Несомненным открытием устроителей выставки стали две картины: «Бухарский натюрморт» П. Кузнецова (1913) и «Натюрморт.Георгины» И. Машкова (1912-13). Созданные в одно время, оба шедевра красноречиво свидетельствуют о творческом триумфе мастеров - лидеров двух противоборствующих художественных группировок. «Георгины» И.Машкова впервые экспонировались на выставке художников общества «Бубновый валет» в 1914 году. Работа взята в электронный проект Третьяковской галереи, посвященный «Бубновому валету».
«Бухарский натюрморт» - замечательный образец натюрмортного творчества П.Кузнецова периода его наивысшего расцвета - публика увидит впервые. Он относится к небольшой группе натюрмортов, выполненных художником под впечатлением поездок в Среднюю Азию.
Событием станут также три натюрморта П. Кузнецова 1930-40-х гг. Поздние вещи художника редко появляются на столичных выставках и мало известны зрителю.
Представленные в экспозиции натюрморты бывших «бубновалетцев» П. Кончаловского, А. Куприна, Р. Фалька, А. Лентулова относятся к позднему периоду их творчества и отражают те перемены, которые культивировало русское искусство ХХ века, базирующееся на опыте французских постимпрессионистов.
Особняком в «цветочном царстве» натюрморта галереи Мамонтовых расположена «Ванна» А. Лентулова, знакомящая любителей искусства ХХ века с неизвестным Лентуловым, таким, каким он вряд ли знаком широкому зрителю. Картина вызывает ассоциации с совершенно разными явлениями искусства ХХ века: с одной стороны, в ней отразился опыт французской живописи первой трети ХХ века (П.Боннар), а с другой ее можно отнести к «правозвестникам» одного из интереснейших направлений в неофициальном отечественном искусстве 1960-х, к прото-соц-арту (М. Рогинский).
Отдельный раздел выставки посвящен творчеству художников-эмигрантов, по разным причинам и в разное время оказавшимся на чужбине: Н. Тархов уехал в Париж в 1898 г., Н. Гончарова - в 1915 г., И. Пуни эмигрировал в 1919 г., С. Судейкин и К. Терешкович - в 1920 г. Парижские работы Н. Гончаровой и И. Пуни свидетельствуют о былом триумфе русского авангарда. Декоративные цветы Н Тархова и К. Терешковича напоминают об одной из традиционных функций натюрморта, как приятного для глаз украшения интерьера.
Особого внимания заслуживает натюрморт «Куклы» С. Судейкина. Поздний период творчества художника, когда он жил в Нью-Йорке, изучен слабо, а те работы, которые находятся в собраниях русских коллекционеров, не так часто оказываются в свободном зрителю доступе.

К выставке опубликован иллюстрированный каталог со вступительной статьей.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»