Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Анатолий Кулинич. Абстракции 1968-1973 гг. Автолитографии 1976-2010 гг.

Анатолий Кулинич. Абстракции 1968-1973 гг. Автолитографии 1976-2010 гг.

«Галерея 2» Валерия Дудакова & галерея «Дом Кулинича» ул. Минская,1г, комплекс «Золотые ключи», корпус 2, офис 34, 1 этаж Выставка работает по предварительной договорённости:
Анатолий Кулинич 8(916)188-1500 т/ф 8(495)650-4211
e-mail: domkulinicha@rambler.ru


Опытами в абстрактном искусстве А. Кулинич занялся ещё в 1968году будучи студентом Крымского художественного училища. Тогда его в этом начинании поддержал только преподавать, старейший из крымских художников, Пузыревич А.И. В своё время он сам осваивал тонкости искусства в стенах ВХУТЕМАСа. Занятия шли вне программы и держались в тайне.

Подобное искусство считалось вольномыслием, что в конце 60-х годов было недопустимо. И от греха подальше - был найден повод, благодаря которому Кулиничу пришлось оставить учебное заведение. Через полгода ему удалось продолжить обучение в училище «Памяти 1905г ода» в Москве. Вначале его зачислили вольнослушателем. Для художника это было тяжелое время. Через полгода его перевели на дипломный курс. Помимо академических занятий он вечерами и ночами экспериментировал с абстракцией. Конечно, и здесь возникли проблемы. Над дипломом пришлось работать и защищать его без руководителя. Наконец - Свобода! В течение 1970-72 годов Анатолий путешествовал, работал, исследовал Зауралье, Тюменский нефтяной север, юг Западной Сибири. В путешествиях он продолжал работать в абстрактном ключе. Но параллельно накапливался другой материал, лёгший в основу будущих графических и живописных композиций. Работа над осмыслением этого материала началась по возвращению в Москву с 1973 года. Литографией Анатолий Кулинич смог заняться в 1976 году. С этого времени в графике он всецело посвятил себя литографии. Вначале это были самостоятельные листы, посвященные путешествию по Пермскому краю, а также русской деревне. Потом - большая серия «По Байкалу» и «Легенды Забайкалья». Параллельно велась работа над самой большой и сложной философской серией «Размышления о жизни». Эта серия началась в 1978 году и казалось к девяностым годам была окончена... но жизнь неисчерпаема!

 

 

«Размышления о жизни». 1976-2010
Серия автолитографий А. В. Кулинича своим началом восходит к другой эпохе - СССР. Рождение её обозначено второй половиной 70-х годов прошлого века. Это время появления первых листов. Тогда работы из этого цикла произвели эффект разорвавшейся бомбы в среде художественного чиновничества. Причем неприятие творчества автора приписывали его отрыву от идеологии социализма, авангардности и др. Прошло время, мы живём в другой стране, в другом времени. Многие из работ автора уже попали в крупнейшие музеи страны и мира, но по-прежнему к ним далеко не однозначное отношение. В чём же дело? А дело совсем не в какой-либо политической направленности, а в том, что автор отсылает свои чувства и мысли, невзирая на ранг зрителя - каждому, А. Кулиничу дороги идеалы гуманизма. Он всем своим творчеством пытается разобраться в философии жизни. Его остро волнуют вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, чести и чувство Родины.


Истинные чувства автора становятся понятны при взгляде на новые листы, выполненные в 2004-2005 гг. После большого перерыва автор вернулся к своей теме, она оказалась для него вечной. Душа художника тоже претерпевает трансформации, тем более что прошло много судьбоносных изменений на Родной Земле. Прошлое оставило много эскизов к этой серии. Конечно, ничто не стоит на месте. Изменилось отношение к форме к пространству, в современном искусстве прослеживается исчезновение монументальной формы. Изменением формы, зыбкостью изображаемого мира автор в очень узнаваемой манере передает состояние нашего бытия. Но человеческие отношения остались без изменения. Они присущи человеку и обществу на любой стадии развития: будь-то краманьонец из пещер, человек средневековья или же современник, обременённый непосильно развитым техническим прогрессом.

Листы «Глашатай», «Забор», «Похитители луны» - непосредственный посыл к сегодняшней страшноватой действительности, попытка показать обществу ту бездну, до дна которой мы ещё не долетели, но катастрофа уже ощутима. И лист «Разверзшиеся небеса» - грозное предупреждение не дожимать до конца, одуматься не только властьимущим в нашей многострадальной стране, но и всему человечеству. «Чёрный мешок» является апофеозом человеческого безрассудства. Надо остановиться, вернуться к идеалам созидания, спасения Земли от катарсиса и от уничтожения всего живого на Земле неразумением нашим. Так появился лист «Собирание камней», символизирующий мучительное прозрение, тяжёлое пробуждение с целью, еще не вполне понятной, тут художник оставляет место для домысла зрителю. И не очень ясно - собирают ли камни или же это ещё продолжение падения - растаскивание их. А мы же вместе с автором будем надеяться, что кормчие у нашего талантливого народа появятся достойные и поведут общество к праведным целям (лист «Кормчий».) А злато не будет столь довлеть над душами наших граждан, как этого не было в истории нашей Родины. И лист «Осыпание златом» приглашает к размышлению. Этот цикл не закончен и, видимо, будет сопровождать автора всегда, доколе душа будет способна творить!

Искусствовед Грозный И.В.
Газета «Московский художник», №2, февраль 2006


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»