Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Уильям Кентридж. Пять тем

Уильям Кентридж. Пять тем

30 сентября - 4 декабря 2011
Центр современной культуры «ГАРАЖ»
ул. Образцова 19А

В сентябре 2011 года в Центре современной культуры "Гараж" откроется масштабная экспозиция исследования современного южноафриканского художника Уильяма Кентриджа. В рамках выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", куратором которой выступил Марк Розенталь, будут представлены более 40 работ за последние три десятилетия, в том числе рисунки, фильмы, коллажи, графика, скульптуры, книги и сценические проекты.
Уильям Кентридж родился в 1955 г. в Йоханнесбурге (Южная Африка), где он до сих пор живет и работает. Впервые международное признание Кентридж получил в 1990-х за свою серию "рисунков для проекций" - коротких мультипликационных фильмов, описывающих ежедневную жизнь апартеида. В своих работах постапартеидной эпохи, которые стали центральной частью этой выставки, Кентридж расширил тематическую область, обратившись к изучению других политических конфликтов. Его труды отражают всеобщую историю войны и революции, в том числе тех, что произошли в Намибии и Эфиопии, а также историю культуры послереволюционной России. Его работы пробуждают очень сложные воспоминания и образы - глубокие психологические отголоски разрушительных действий политиков и режимов. В противоположность традиционному политическому искусству, работы Кентриджа отражают последствия политических событий для тех, кто видел и помнит их, будь они преступниками, жертвами или сторонними наблюдателями.
Выставка также включает в себя работы, созданные в ходе подготовки к опере Дмитрия Шостаковича "Нос" 1930 года, поставленной Кентриджем в прошлом году для нью-йоркской Метрополитен-оперы. Опера поставлена по мотивам абсурдистского рассказа Николая Гоголя 1836 года, в котором с лица русского бюрократа исчезает нос только для того, чтобы возникнуть в качестве одетого в мундир высокопоставленного должностного лица, вращающегося в более высоких кругах. Кентридж использует эту историю для изучения русского модернизма и подавления русского авангарда в 1920-х и 1930-х годах.
На специальном мероприятии 1 октября Кентридж представит театральный монолог под названием "Я не я, и лошадь на моя". Это живое выступление посвящено процессу постановки Кентриджем оперы "Нос".
Выставка "Уильям Кентридж. Пять тем" организована Музеем современного искусства Сан-Франциско и Музеем искусств Нортона. Щедрую помощь при подготовке этой выставки оказал фонд "Корет". Также проведению выставки содействовал Национальный фонд искусств.
В качестве сопроводительного материала для выставки выпущен каталог с множеством иллюстраций, в составе которого имеется мультимедийный DVD-диск с оперой, поставленной художником.

Биография художника
Уильям Кентридж обучался в Фонде искусств Йоханнесбурга и школе Жака Лекока в Париже. Он также был одним из основателей Сообщества свободных кинопроизводителей в 1988 году. В 1998 году во Дворце художественных искусств Брюсселя состоялась крупная выставка ретроспективы художника. Следующая выставка, организованная совместно Музеем современного искусства Чикаго и Новым музеем современного искусства Нью-Йорка, прошла в 2001 году. Кентридж принимал участие в ряде международных биеннале и выставках Documenta X (1997) и Documenta XI (2002). Он также завоевал множество призов, среди которых приз Kaiserring (2003), приз Carnegie, международный приз Carnegie (2000), приз молодым художникам от банка Standard (1987) и приз "Красная лента" за короткое художественное произведение (1982).

С 1990-х работы Уильяма Кентриджа выставлялись в музеях и галереях по всему миру, в том числе на выставках Documenta в немецком Касселе (1997 и 2003), в Музее современного искусства Нью-Йорка (1998 и 2010), венском Музее Альбертины (2010) и Жё-де-Пом в Париже (2010). Постановка Кентриджем "Волшебной флейты" Моцарта была показана в Королевском оперном театре Ла Монне в Брюсселе, на фестивале Экс-Ан и в миланском Ла Скала (2011). В 2010 году он поставил "Нос" Шостаковича в нью-йоркской Метрополитен-опере (постановка будет показана на фестивале Экс-Ан и в Лионе в 2011), что совпало с масштабной выставкой в Музее современного искусства Нью-Йорка. Также в 2010 году в парижском музее Лувр был представлен его проект "Carnets d'Egypte", задуманный специально для египетского зала Лувра. В том же году Кентридж получил престижный приз Киото за вклад в развитие искусства и философии. В 2011 году Кентридж был избран Почетным членом Американской академии искусства и литературы.


Биография куратора
В роли куратора выставки "Уильям Кентридж. Пять тем" выступил Марк Розенталь. Он является приглашенным куратором нью-йоркского Музея искусств Метрополитен с 2010 года и внештатным куратором Института искусств Детройта с 2007 года. С 2003 по 2009 год он был куратором Музея искусств Нортона, где в 2009 году руководил проведением выставки "Уильям Кентридж. Пять тем", которая была признана Американской ассоциацией художественных критиков лучшей выставкой года. Ранее Розенталь выступал в роли консультанта-куратора музея Соломона Р. Гуггенхайма и возглавлял отдел искусства 20-го века в Национальной галерее Вашингтона с 1993 по 1996 год.

В число последних выставок, куратором которых выступал Розенталь, входят "Драгоценные украшения Калдера" (2008) и "Дэмиен Херст: Рисунки Билотти" (2005), прошедшие в Музее искусств Нортона. В качестве внештатного куратора коллекции Менил (г. Хьюстон) он руководил выставкой "Сюрреалистичный Калдер" (2005) и выставкой работ Йозефа Бойса в 2004 году. В настоящее время он работает над выставкой "О Уорхоле", которая пройдет в нью-йоркском Музее искусств Метрополитен в 2012 году. Розенталь является автором множества публикаций о современном искусстве и профессором нескольких кафедр истории искусств.

Центр современной культуры «Гараж»
Центр современной культуры «Гараж» - крупнейшая некоммерческая культурная организация, открывшаяся в Москве в 2008 году и посвящённая поддержке и развитию современного искусства и культуры в целом. Приоритетами центра являются ознакомление московской публики с современным и передовым искусством и культурой и их развитием в России, а также поддержка нового поколения русских художников.

Эта миссия осуществляется в рамках выставочной программы, которая охватывает как сотрудничества с важными художественными коллекциями, так и проекты, посвящённые творчеству конкретных художников или групповые выставки. Также в «Гараже» постоянно проходят специальные события - дискуссии, мастер-классы, кинопоказы, перформансы и креативные занятия с детьми.

«Гараж» расположен в здании, построенном Константином Мельниковым, которое по праву признано шедевром конструктивизма. Пространство «Гаража» включает несколько галерей, открытое экспозиционное пространство, внутренний двор, кафе, детскую комнату, кинозал и медиатеку. Дизайн помещения был разработан признанным архитектором Джейми Фобертом.

Центр «Гараж» - проект фонда «Айрис», основанного Дарьей Жуковой.

*Центр современной культуры «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план.


ЛЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ГАРАЖА»

В рамках выставки "Уильям Кентридж. Пять тем" и образовательной программы Центра пройдут следующие мероприятия:

1 октября 2011, 15.00
Перформанс
Уильям Кентридж. «Я не я, и лошадь не моя»

«Я не я, и лошадь не моя» - это 45-минутный перформанс, в котором повествование сплетается воедино с видео проекцией, вокальными партиями и инструментальным саундтреком. Одновременно лекция, театральный монолог и инсталляция «Я не я, и лошадь не моя», как и другие работы художника, наполнена чёрным юмором.
В основе перформанса лежит повесть Н.В.Гоголя «Нос». В 2008 году художник впервые показал «Я не я, и лошадь не моя» на биеннале в Сиднее, а в 2010 году на сцене New York's Metropolitan Opera он поставил оперу Дмитрия Шостаковича «Нос».
«Я не я, и лошадь не моя» - это гоголевский юмор, переосмысленный африканским художником. Свой перформанс Кентридж посвящает авангарду 1930-х годов и советской революции.


*Центр современной культуры «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план.

 

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»