Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера.»

«Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера.»

3 сентября - 16 октября 2011
Центр современной культуры «ГАРАЖ»
ул. Образцова, 19А

 

Центр современной культуры «Гараж» открывает выставку одной работы - это знаменитая фотография 1857 года «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера.
Британский фотограф и художник Оскар Густав Рейландер принадлежит к тем мастерам, чьи поиски в искусстве XIX века оказались предвестием радикальных изменений в визуальной эстетике следующего столетия. Он является младшим представителем поколения фотографов-первооткрывателей, среди которых «отец фотографии» британец Генри Фокс Тальбот. В истории мирового искусства именно работой Рейландера «Два пути жизни» отмечено рождение фотомонтажа и вместе с тем обозначена роль фотографии как средства идеологического воздействия.
Активное развитие монтажа началось в ХХ веке. С монтажным мышлением связано появление в 1920-х годах знаковых произведений русского художественного авангарда - как в живописи, графике, искусстве плаката, так и в фотографии, использовавшейся как эффективное орудие идеологической пропаганды. Монтаж зрительного образа и текста - один из главных приемов воздействия в массмедиа XX-XXI веков. Монтаж фрагментов изображений, обрывков слов и фактур - узнаваемый метод современного искусства, от кубофутуризма, дадаизма и сюрреализма до поп-арта и концептуализма.
Первоисточником же стали именно «Два пути жизни» - фотомонтаж, составленный из более чем тридцати отретушированных негативов. Аллегорическая сцена, композиционным прообразом которой послужила фреска «Афинская школа» Рафаэля, изображает выбор между пороком и добродетелью. Это настоящий манифест английской викторианской морали. В центре композиции - старый учитель; двое его учеников выбирают разные пути, один идет к наслаждениям и неправедной жизни, другой - к образованию, наукам, ремеслу и благотворительности.
Техника исполнения фотографии была смелым новаторством. Не меньшей смелостью по тем временам была и откровенность сцен, обличающих безнравственность, так что на выставке Шотландского фотографического общества в 1858 году левая часть изображения была скрыта от зрителей специальной драпировкой. «Визуальный текст» Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций. Не меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его форму: Рейландер напечатал фотографию размером почти 80 см в длину - подобный размер был привычным для живописных полотен, но никак не для фотографий середины XIX века. Копия работы сразу же была приобретена в коллекцию принца Альберта - коллекцию, послужившую впоследствии одним из источников собрания фотографии в Музее Виктории и Альберта. Так в середине XIX века коронованные особы продемонстрировали публике, что фотография - новый вид искусства, произведения которого имеют эстетическую ценность, а фотографический отпечаток - объект, достойный коллекционирования.
Хранящийся сегодня в коллекции Национального медиамузея в Брэдфорде (National Media Museum, Bradford) и не покидавший Великобритании почти столетие оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера 1857 года будет представлен в «Гараже». Проект «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» обозначает то важное место, которое ранняя британская фотография занимает в истории мировой визуальной культуры. Экспонирование уникального произведения сопровождается показом на экранах ста знаковых фотографических монтажей XIX-XXI веков - от Рейландера до наших дней, - представляющих фотографию как способ монтажа реальности.
Оскар Густав Рейландер (1813-1875) - художник и фотограф. Родился в Швеции, изучал живопись в Италии, в 1840 году переехал в Англию, к фотографии обратился в 1852-1853 годах. Созданные в 1857 году «Два пути жизни» в тот же год были показаны на Выставке художественных сокровищ в Манчестере (одном из первых в мире смотре достижений мирового искусства и культуры, где фотография демонстрировалась наряду с другими видами искусств). Рейландер представил разработанную им технику получения фотографических «составных изображений» другим авторам, среди которых был классик британской фотографии Генри Пич Робинсон, создавший впоследствии множество монтажей. В 1872 году Рейландер познакомился с Чарльзом Дарвином и стал автором фотографических иллюстраций к его научному труду «Выражение эмоций у человека и животных». Художник также был известен своими жанровыми фотографическими композициями и активным участием в дискуссиях о фотографии в британской печати.
Большая коллекция произведений Рейландера, в том числе подлинник его знаменитой композиции «Два пути жизни» 1857 года, хранится в Национальном медиамузее в Брэдфорде.

Национальный медиа музей в Брэдфорде, Великобритания.

Обладает одним из крупнейших и богатейших фотографических собраний в мире, особенно расширившимся после передачи туда на хранение коллекции Королевского фотографического общества Великобритании. Музей также является центром хранения, изучения и популяризации различных медиа: кинематографа, телевидения, анимации, радио, цифровых коммуникаций и игр.

Центр современной культуры «Гараж»

 - крупнейшая некоммерческая культурная организация, открывшаяся в Москве в 2008 году и посвящённая поддержке и развитию современного искусства и культуры в целом. Приоритетами Центра являются ознакомление московской публики с современным и передовым искусством и культурой и их развитием в России, а также поддержка нового поколения русских художников.
Эта миссия осуществляется в рамках выставочной программы, которая охватывает как сотрудничества с важными художественными коллекциями, так и проекты, посвящённые творчеству конкретных художников или групповые выставки. Также в «Гараже» постоянно проходят специальные события - дискуссии, мастер-классы, кинопоказы, перформансы и креативные занятия с детьми.
Центр «Гараж» - проект фонда «Айрис», основанного Дарьей Жуковой.

Благотворительный фонд «Айрис» (Iris Foundation) - некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.


Кураторы выставки: Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова.

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»