Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Марина Абрамович. В присутствии художника

Марина Абрамович. В присутствии художника

 8 октября - 4 декабря 2011
Центр современной культуры «ГАРАЖ»
ул. Образцова, 19А

 

В центре современной культуры «Гараж» с 8 октября по 4 декабря 2011 года пройдет ретроспектива художницы перформансов Марины Абрамович, крупнейшая за всю ее плодотворную карьеру. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, будет представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович, аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и совместные перформансы.
Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, представляя работы, которые и физически, и психологически являются серьезным испытанием и для самой художницы, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Изучая все его возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.

Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художницы: на выставке будут в хронологическом порядке представлены пять знаковых работ Абрамович, исполненных вживую артистами-перформерами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.

Со 2 по 6 октября 2011 года Марина Абрамович будет проводить специальные обучающие семинары для исполнителей перформансов, принимающих участие в выставке. Центр «Гараж» приглашает зрителей понаблюдать за этим процессом, так как художница будет работать с российскими перформерами по уникальной программе, призванной обучить их выносливости, которая понадобится им в ходе предстоящей выставки.

В число представленных на выставке работ входят "живой" перформанс Imponderabilia (1977/2010), в котором два обнаженных артиста перформанса стоят друг напротив друга в дверном проеме таким образом, чтобы зрители, которые хотят пройти между них, выбирали, к кому повернуться лицом - к ней или к нему; Отношение во времени (1977/2010), в котором тихо сидят два артиста, крепко привязанные друг к другу своими длинными волосами; Точка контакта (1980/2010), в котором два артиста стоят лицом к лицу с согнутыми руками, едва касаясь друг друга указательными пальцами; Обнаженный со скелетом (2002-05/2010), в котором обнаженный артист лежит позади скелета, заставляя его шевелиться своим дыханием; и Яркость света (1997/2010), в котором обнаженный артист, подвешенный высоко под потолком и утопающий в свете, выглядит парящим. Перформансы Imponderabilia, Отношение во времени и Точка контакта были изначально созданы и представлены Мариной Абрамович и немецким художником Улаем (настоящее имя Уве Лейсипен, р. 1943), ее партнером в период с 1975 по 1988 годы. Выбранная Абрамович группа артистов будет исполнять эти перформансы посменно в течение времени работы выставки.

В первой части будут представлены ее сольные перформансы, приходящиеся на период ее жизни в Белграде (1969-75). Для перформанса Ритм 0 (1974) Абрамович разместила на столе 72 предмета, которые зрители могли использовать любым выбранным ими способом. Среди них были ножницы, нож, плётка, пистолет и одна пуля. В течение шести часов Абрамович позволяла зрителям использовать ее тело и выполнять с ним любые действия этими предметами. К концу перформанса вся ее одежда была искромсана, а ее тело порезано, раскрашено, стерто, декорировано. На ее голову водружали терновый венок, а к голове приставляли пистолет. В рамках выставки будут представлены аналоги этих предметов, а также диапроекция с 35-мм пленки, на которой будут изображены фотографии первоначального перформанса.
В следующей части будут представлены ее совместные работы с Улаем. В их число входят перформанс Освободи энергию (1980), в котором Улай держит лук со стрелой, направленной прямо в сердце Абрамович, и серия из 22 перформансов Переплывая сумрачное море (1981-87), в которых Абрамович и Улай неподвижно сидят на противоположных концах прямоугольного стола в полной тишине.

В третей части будут представлены сольные работы Абрамович, приходящиеся на период с 1995 по 2005, которыми она открыла новую страницу своей карьеры. Работы посвящены тому, каково это быть одиноким, изучению своих культурных, идеологических и духовных корней на Балканах, истории своей семьи и чувству позора и боли от жестокости, которая обрушилась на ее родную страну в 1990-х. Инсталляция Балканское барокко (1997), за которую она получила "Золотого льва" как лучший художник на Венецианской Биеннале 1997 года, представляет собой трехканальную проекцию, демонстрирующую в натуральную величину изображения ее матери, отца и ее самой, 6,000 фунтов коровьих костей и медный сосуд, наполненный темной водой. В ходе первоначального перформанса Абрамович сидела по 6 часов четыре дня подряд и соскребала мясо с костей, пробуждая боль и страдания войны.

Заключительная часть состоит из ее последних работ, созданных в Нью-Йорке, где она живет с 2001 года. В ходе демонстрации перформанса Дом с видом на океан (2002), она в течение 12 дней жила в моделях комнат с поперечным сечением, которые были установлены в нью-йоркской галерее Sean Kelly Gallery.

Изначальная идея выставки принадлежит Музею современного искусства Нью-Йорка.

О художнике

Марины Абрамович родилась в Югославии в 1946 году. В конце 1960-х она начала эксперименты со звуком и пространством, создавая программы для воображаемых перформансов. В 1970-х она стала использовать собственное тело как объект и носитель своих работ, начав с серии длительных перформансов, содержавших протест против политического климата социалистической Югославии. В 29 лет Абрамович, не предупредив никого, уехала из Белграда в Амстердам, где встретила художника Улая, с которым они работали вместе следующие 12 лет. Свое сотрудничество они завершили в 1988 году перформансом: они шли навстречу друг другу с противоположных концов Великой китайской стены, чтобы встретиться на середине и разойтись.

В 1990-х, в период конфликтов на Балканах, Абрамович выступала с сольными работами, переосмысляя собственный культурный опыт и культурно-исторические традиции своей страны. Переехав в 2001 году в Нью-Йорк, она изучала возможности повторных перформансов как способа показа и сохранения этого вида искусства, воспроизводила свои ранние работы и перформансы других художников. Эти идеи отражены в перформансе «Художник присутствует». Ее работы демонстрировались во многих странах мира, а в 2011 году она приняла участие в опере «Жизнь и смерть Марины Абрамович», поставленной по мотивам ее собственной жизни Робертом Уилсоном с участием Уиллема Дефо в рамках Манчестерского международного фестиваля.

О кураторе

Клаус Бизенбах - директор центра MoMA PS1 и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка (MoMA). В 2004 году Бизенбах был назначен куратором отдела фильмов и медиа MoMA и стал старшим куратором-советником в нью-йоркском MoMA PS1. С 2006 года он является старшим куратором нового отдела медиаискусства MoMA, который к 2009 году вырос в отдел искусства медиа и перформанса. В качестве старшего куратора отдела Бизенбах реализовал ряд новаторских проектов, в том числе запустил цикл новых выставок, посвященных искусству перформанса, серию регулярных семинаров для художников и кураторов, а также пополнил коллекцию музея новыми важными произведениями медиаискусства.

В числе последних международных выставок, организованных Бизенбахом, - «Когда-либо еще» Райана Трекартена, «История обмана» Франсиса Алюса, выставка Лорел Накадате (2011); «Художник присутствует» Марины Абрамович (2010); «Перформанс 1» Тэчина Чэя (2009); «Вылей свое тело» Пипилотти Рист (площадью 7354 кубометров) (2008); выставка «Лунатики» Дуга Айткена, созданная в 2007 году при содействии Creative Time; выставка «Образцы террора: Фракция Красной Армии», проведенная в Берлине и Граце (2005); Шанхайская биеннале (2002); Венецианская биеннале (1995); выставочное пространство Hybrid Workspace на Documenta X в Касселе (1997) и 37 Rooms в Берлине (1992). В 2010 году Бизенбах организовал выставку «100 лет перформанса» в центре современной культуры «Гараж».

В 1991 году Бизенбах основал Институт современного искусства Kunst-Werke в Берлине, а в 1996-м - Берлинскую биеннале, и до сих пор является директором-учредителем обеих институций.


Центр современной культуры «Гараж»

Центр современной культуры «Гараж» - крупнейшая некоммерческая культурная организация, открывшаяся в Москве в 2008 году и посвящённая поддержке и развитию современного искусства и культуры в целом. Приоритетами центра являются ознакомление московской публики с современным и передовым искусством и культурой и их развитием в России, а также поддержка нового поколения русских художников.
Эта миссия осуществляется в рамках выставочной программы, которая охватывает как сотрудничества с важными художественными коллекциями, так и проекты, посвящённые творчеству конкретных художников или групповые выставки. Также в «Гараже» постоянно проходят специальные события - дискуссии, мастер-классы, кинопоказы, перформансы и креативные занятия с детьми.
«Гараж» расположен в здании, построенном Константином Мельниковым, которое по праву признано шедевром конструктивизма. Пространство «Гаража» включает несколько галерей, открытое экспозиционное пространство, внутренний двор, кафе, детскую комнату, кинозал и медиатеку. Дизайн помещения был разработан признанным архитектором Джейми Фобертом.
Центр «Гараж» - проект фонда «Айрис», основанного Дарьей Жуковой.

Выставка Марины Абрамович проводится при поддержке Audi.

*Центр современной культуры "Гараж" оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»