Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Невозможное сообщество

Невозможное сообщество

8 сентября - 6 ноября 2011
Государственный музей современного искусства Российской академии художеств
Гоголевский бул., 10

 

Участники: Константин Аджер (Россия), Валерий Айзенберг (Россия), Павел Альтхамер (Польша), Йоханна Биллинг (Швеция), Соня Бойс (Великобритания), Вааст Колсон (Бельгия), Дидье Курбо (Франция), Оноре д'О (Бельгия), Джереми Деллер (Великобритания), Альберто Гарутти (Италия), Йенс Хаанинг (Дания), Жанн ван Хесвейк (Нидерланды), IRWIN (Словения), Сучан Киношита (Япония/Германия), Иржи Кованда (Чехия), Юрий Лейдерман (Словения), Андрей Сильвестров (Россия), Антон Литвин (Россия), Лиза Морозова (Россия), Роман Ондак (Словакия), Адриан Пачи (Албания/Италия), Чезаре Пьетроюсти (Италия), Шимабуку (Япония/Германия), Программа ESCAPE (Россия), Р.Э.П. (Украина), SOSka (Украина), TanzLaboratorium (Украина), Моник Тубош (Нидерланды), Яан Томик (Эстония), Лука Витоне (Италия), Евгений Фикс (Россия/США), Вадим Фишкин (Россия/Словения).
Куратор: Виктор Мизиано, известный российский куратор и теоретик современного искусства; основатель и главный редактор «Художественного журнала»; Президент Международного фонда Манифеста (Амстердам).

"Невозможное сообщество" - масштабный выставочный проект, который стремится подвести итог многолетней дискуссии о проблеме сообщества, и посвящен проблемам коммуникации и различным формам социального взаимодействия. Он объединяет 35 российских и зарубежных художников, многие из которых в Москве выставляются впервые. Выставка является результатом многоплановой исследовательской работы, проведенной Московским музеем современного искусства в сотрудничестве с известным российским куратором Виктором Мизиано.

Исходно выставка была задумана как монографическая выставка художественной группы Программа ESCAPE, призванная отметить десятилетие их творческой деятельности. Возникшая в Москве в 1999 году в составе Валерия Айзенберга, Антона Литвина, Богдана Мамонова и Лизы Морозовой, эта группа стала характерным явлением художественной жизни на сломе двух десятилетий. Реляционное и диалогическое искусство художников Программы ESCAPE предопределило, что юбилейная выставка для них - это не столько повод показать собственные произведения, сколько - вернуться к широкому обсуждению тем и проблем, занимавших их многие годы.
Идея "escap'а", т.е. ставка на "исход", родилась из сомнения в возможности реализоваться в рамках господствующей системы искусства, донести смыслы в господствующих каналах репрезентации, обрести Другого в пространстве господствующих социальных взаимодействий. Однако, что значит сегодня "исход"? Возможно ли создание иных альтернативных программ и социальных ниш? Возможно ли выстроить автономные зоны подлинного общения? Возможно ли ныне, в эпоху омассовленной коммуникации вести разговор адресно, интимно и исповедально?
Все эти вопросы родились не сегодня, и не только Программа ESCAPE искала на них ответы. Волновали они и волнуют поныне многих, и в частности тех, кто принял участие в этой выставке - художников, принадлежащих разным поколениям и работающим в разных странах.
Составной частью проекта является издание "Хроники Программы ESCAPE", книги-каталога "Невозможное сообщество", а также "Глоссария" основных понятий и "Антологии" текстов по проблемам искусства сообщества.

Валерий Айзенберг
«Таблица» Валерия Айзенберга - это одновременно педантичный и курьезно ироничный подсчет вклада каждого участника группы ESCAPE в созданные ими совместно проекты. Таблица из 12 листов, напоминающая реестры рейтинговых компаний, пытается «поверить алгеброй гармонию» ,подводя некий итог деятельности группы.

Константин Аджер
В ходе перформанса [mju:t] несколько музыкантов импровизируют вместе, но результатом их взаимодействия становится тишина. Инструменты настроены так, что из них невозможно извлечь звук: музыканты играют музыку, которую слышат внутри себя.

Павел Альтхамер
«Общее дело» Альтхамера - проект, который направлен на исследование взаимодействия внутри локальных сообществ, объединенных общим делом. Пять разных человек из варшавского района Брудно задействованы в создании скульптуры из подручных материалов, найденных прямо на улицах Москвы.

Йоханна Биллинг
В видеоработе «Волшебный мир» группа детей из пригорода Загреба неустанно репетирует песню «Волшебный мир» (Rotary Connection, 1968), которая звучит гимном смутному будущему страны, охваченной общественными преобразованиями. Репетируя песню на чужом для них языке, дети оказываются вовлеченными в сложный социально-политический эксперимент.

Соня Бойс
«Тебе, лишь тебе» - видеоработа, использующая музыку, пение и акустические свойства пространства. Вокальный диалог Михаила Карикиса и Дэвида Скиннера при участии хора превращает исполнение произведения «Tu solus qui facis mirabilia» в перформанс.

Лука Витоне
Проект «Панорама Европы» представляет собой карту из журнальных и газетных статей, в которых встречаются упоминания о цыганском сообществе. Разглядывать эту карту зрителю предложэено с помощью подзорной трубы. Витоне сосредоточен на изучении того, как образ этого этнического меньшинства формируется и транслируется в периодических и новостных СМИ Европы.

Джереми Деллер
«Степень риска» - видео- и фотодоументация перформансов, реализованных в городском пространстве с привлечением театральных и киноактеров, перформеров и современных художников.

Оноре д`О
«Фламандские иконы» - серия инсталляций, созданных в музейном и уличном пространстве. В своих работах художник заставляет зрителя размышлять о механизмах, с помощью которых современное искусство воздействует на людей.

Альберто Гарутти
«Рожденным сегодня» - проект, посвященный теме появления новой жизни. Каждый раз, когда в одном из московских роддомов рождается ребенок, на мосту будут загораться огни, передавая жителям универсальное послание.

IRWIN
В своем проекте «First NSK. Citizens` congress» участники художественной группы IRWIN размышляют об историческом прошлом коммунизма. На фасаде здания музея на Гоголевском бульваре, 10 художники повесят транспарант с ярким слоганом, отсылающим нас в оруэлловский мир-утопию.

Сучан Киношита
Для своей пространственной инсталляции, специально создаваемой для экспозиции в музее, Сучан Киношита самостоятельно подбирает материалы так, чтобы в результате выстраивалась история.

Иржи Кованда
Во время открытия выставки Иржи Кованда представит перформанс «Что значит работать?» в течение вечера девушка в свадебном платье будет продавать цветы.

Дидье Курбо
«needs» - фотодокументация уличных перформансов автора, проведенных в ряде европейских городов. Своим произведением Курбо сообщает нам о том, что город принадлежит всем - каждый человек способен преобразить городское пространство.

Вааст Колсон
В основе проекта Вааста Колсона лежит принцип «писем счастья». Художник отправляет незаконченный рисунок десяти адресатам, которым предстоит дорисовать работу. Конечный результат будет представлен на выставке. Проект носит название «Письмо счастья».

Антон Литвин
«REMINDER» - серия фотографий, которые документируют акцию художника: Литвин развешивает на улицах Москвы несуществующие дорожные знаки «ESC». Проект посвящен участникам программы ESCAPE.

Лиза Морозова
Проект Лизы Морозовой «Быть леворукими вместе» - это интерактивный перформанс, который реализуется в инсталляции, одновременно напоминающей и исповедальню, и тюремную комнату. Коммуникация в этой инсталляции осуществляется невербально, посредством специального рукава, с помощью которого художник и зритель устанавливают контакт.

Роман Ондак
Перформанс «Сопротивление» - это своего рода социальный эксперимент, позволяющий передать суть эволюции самого понятия и форм сопротивления на рубеже ХХ и ХХI веков. Он был впервые реализован в Центре современного искусства Бретани: на вернисаже появляются люди с развязанными шнурками и начинают перемещаться по всему пространству выставки.

Адриан Пачи
В видеоработе «Явление» Адриан Пачи размышляет о культурных различиях двух родных для него стран - Италии и Албании. В первом видео девочка, дочь художника, живущая в Италии, поет албанскую песню, тогда как на другом проекторе ей подпевает семья, оставшаяся в Албании.

ESCAPE
На выставке представлены работы первого периода творчества группы - «Исчезновение», «Головокружение», «Хор», а также новая работа - «Радиотранслятор ESCAPE». Аудио проект «Радиотранслятор ESCAPE» базируется на архивных записях разговоров участников. Проект позволяет подслушать разговоры «на кухне», узнать то что не предназначалось для других, и разрушает миф о том, что произведения искусства обязательно рождаются в результате умных разговоров серьезных людей. Стилистически, проект имитирует практику Интернет-радиостанций, распространенную в сети.

Чезаре Пьетроюсти
«Горькая Пилюля» - перформанс с 8 участниками: скульптором, экономистом, арт-дилером, куратором современного искусства, философом, социологом, музейным хранителем и режиссером - в ходе которого участники пережевывают банкноты разных валют, а потом решают судьбу созданной из полученной бумажной массы скульптуры. Автор исследует экономическое измерение произведения искусства.

Р.Э.П.
Работа «О методе» представляет собой «сцену сообществ» - конструкция из трех комнат с автономными экспозициями. Каждая из этих экспозиций представляет (само-)исследование одной творческой группы: объединения архитекторов «Группа предметов», коллектива «Танцлабораториум» и группы - Р.Э.П.

Юрий Лейдерман и Андрей Сильвестров
Фильм «Лес в лесу» - это совместная работа авторов с художником Андреем Монастырским и художественной группой «Коллективные действия».

SOSka
«Галерея-лаборатория SOSka"- это инсталляция, изображающая постройку, которая повторяет интерьер здания харьковской галереи группы SOSка в 2005-2010 годы.

TanzLaboratorium
«Паноптикум» - это перформанс с тремя участниками, которые находятся в разных залах, не имея возможности согласовывать свои действия посредством визуального или звукового контакта. Но их движения оказываются взаимообусловленными и приводят к постоянному изменению перформативной ситуации.

Моник Тубош
Работа Моник Тубош «Франческа де ла Далле» представляет собой видео, на котором запечатлена поющая девушка. Эта девушка и есть художница Моник Тубош.

Яан Тоомик
«Чайки» - видеоработа, которая апеллирует к ощущениям, охватывающим человека во время кошмарного сна: страху, беспомощности, физической скованности. На видео запечатлен художник, поющий под аккомпанемент экспериментального музыканта Райнера Янсиса. Съемки видео проводились под водой.

Евгений Фикс
«Портрет 19 миллионов» - серия портретов людей, которые к началу Перестройки были членами КПСС. Портреты созданы не художником, а разными людьми, которые захотели принять участие в проекте.

Вадим Фишкин
«Lighthouse» (Маяк) - мультимедийная работа, представляющая собой световую инсталляцию. Окна на башне гостиницы «Пекин» пульсируют красным светом в такт сердцу художника.

Шимабуку
«Удачный день» - инсталляция, на создание которой художника вдохновил пережитый в Москве опыт. Работа состоит из вещей, приобретенных Шимабуку у уличного торговца. Своим произведением художник обращается к теме исторической памяти: почти исчезнувший с городских улиц феномен уличной торговли, становится историей в произведении художника.

Йенс Хаанинг
В проекте «Вьетнамские анекдоты» Йенс Хаанинг задействует репродукторы на кинотеатре «Художественном» на Арбатской площади: с их помощью будут транслироваться шутки и анекдоты на вьетнамском языке. Таким образом, художник хочет привлечь внимание общественности к теме национальных меньшинств.

Жанн ванн Хесвейк
«Живые портреты непроизнесенной реальности» - проект Жанн ван Хесвейк, в котором также принимают участие активист Илья Будрайтскис и исследователь Марсель ван дер Мейс. Проект представляет собой серию перформативных акций с участием «живых статуй» - профессиональных актеров, имитирующих скульптуры или скульптурные композиции.

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»