Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Заложники пустоты. Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве XIX-XXI веков

24 сентября - 13 ноября 2011
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы №39-42

 

Третьяковская галерея вновь участвует в работе Московской международной биеннале современного искусства, представляя Спецпроект, подготовленный отделом новейших течений совместно с сотрудниками отделов живописи XX века.
Тема «пустоты» - фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.
Среди главных причин, определивших господство «пустотного канона» в художественной практике ХХ века, можно назвать:
1. отсутствие подлинного мифа и как следствие - «абсолютизацию отсутствия абсолюта» (Ж. Батай);
2. иконоборчество современных художников как реакция на промышленное производство художественных образов и панацея против зрелищности массовой культуры;
3. исчезновение референта в условиях современной иконосферы и в процессе медиализации образов; наконец
4. кризис репрезентации, вызванный критикой «чистой визуальности».
Тем не менее, при всём интересе к пустым пространствам и неверии в зрение, художники ХХ века обнажали пустоту, чтобы актуализировать момент зрительного восприятия и сделать видимым процесс наблюдения за художественным объектом. Так «пустотный канон» стал единственным условием для включения зрителя в пространство рефлексии и саморефлексии. В русском искусстве ХХ века тематизация «пустоты» также стимулировалась за счёт литературных интенций, начиная от «философических писем» Чаадаева до произведений Соллогуба и Хармса.
Цель проекта «Заложники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутренние структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.
Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».
Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, в которых исторические произведения будут сопоставлены с работами современных художников.
Своего рода эпиграфом к выставке послужит небольшой корпус произведений ХIX века, открывающих историю «пустотного канона».
Разделы:
I. 1920-1950-е: горизонты видения и власть пустоты.
II. 1960: «метафизика» и сюрреализм.
III. Эстетика пустого пространства в практике московского концептуализма.
IV. Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия.
V. «Пустотный канон».
VI. Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота.
VII. Остаточное, боковое и периферийное зрение.
VIII. Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»