Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Иконы школы «Просопон»

«Иконы школы «Просопон»

7 октября по 27 ноября 2011
Музейно-выставочный комплекс Школы акварели Сергея Андрияки
Гороховский пер., 17

С 7 октября по 27 ноября 2011 года в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки пройдет выставка «Иконы школы «Просопон».
Школа иконологии и иконографии «Просопон» (термин греческого богословия, понимаемый в иконологическом смысле как образ Божий, лик) является уникальной школой религиозного искусства с определенной методикой преподавания предмета. В современных условиях Школа продолжает и творчески развивает древнюю традицию византийско-русского стиля искусства иконописи, следуя иконографическому канону мастеров Новгородской и Московской школ XIV-XVI веков. За более чем 20-летнее существования Школы «Просопон» с практическим методом православного "богословия в красках" ознакомились сотни студентов из США, Канады, Европы и России, получив начальный, средний или углубленный опыт иконописания. В настоящее время постоянно действующие студии, организованные иконописцами Школы, существуют в США и в России. Современный интерес к иконе, к ее истокам открыл важную сферу деятельности Школы - проведение регулярных классов и семинаров.
Впервые в истории Школы «Просопон» творчество ее художников представлено в таком составе и объеме. Организаторами выставки отобрано около 200 экспонатов - иконописных работ, прорисей, иллюстраций к житиям святых, фотоматериалов росписей храмов художниками Школы, работающих как в России, так и за рубежом - в США, Канаде, Эстонии и других странах. В рамках работы выставки планируется большая культурная программа - встречи с художниками, круглые столы, мастер-классы.
Руководитель Школы «Просопон» Владислав Андреев (род. в 1938 г. в Ленинграде) за последние тридцать лет создал множество икон и росписей, которые можно увидеть в храмах и частных коллекциях. За это время им не только была восстановлена технология древнего письма, но и детально разработано теоретическое обоснование иконописного канона на основе святоотеческой аскетической практики, православной антропологии и молитвенного опыта Церкви. В основу метода положено многоступенчатое чередование «световых» пробелов и «цветовых» плавей, когда краски наносятся прозрачными слоями, которые на последней ступени пропитываются и закрепляются вареным льняным маслом - олифой. И сегодня, как и в древности, в практике иконы используются натуральные материалы: дерево, меловой левкас на основе животного или рыбьего клея, льняная паволока, глина, золото, минеральные пигменты, приготовленные на яичной эмульсии из желтка и вина.
Метод состоит из практической и теоретической частей, содержащих объяснение значения каждой ступени, что позволяет осмысливать икону как искусство символического реализма, неразрывно и глубоко связанного с православным богословием и антропологией. В практическом освоении этапов иконописания подробно объясняется символика каждой ступени, что дает возможность самому иконописцу понять и внутренне осмыслить свой христианский путь как «образ действий Божиих».
Неслучайно выставка открывается в залах Школы акварели Сергея Андрияки. И Школа акварели, и школа «Просопон» ориентируются на многовековой опыт мастеров прошлого. Школа акварели (и открывающаяся в ближайшее время Академия акварели и изящных искусств) продолжает традиции академического художественного образования, предполагающее поэтапное овладение мастерством. Полный процесс написания иконы в школе «Просопон» включает в себя 21 практическую ступень, а также заключительный этап - созерцание, цель которого суммировать опыт предыдущих ступеней, понять, в какой мере созданный образ соответствует своему Первообразу.
Экспозиция дает уникальную возможность познакомиться с лучшими образцами современной иконописи. Наряду с любимыми и почитаемыми образами Богоматери, Спаса Нерукотворного, Троицы, Николая Угодника посетители выставки увидят иконы XXI века, выполненные с поразительным мастерством художниками школы «Просопон», с оригинальной иконографией, раскрывающей богословские идеи учительного характера. Приверженность Школы Канону, его литургическим и эстетическим принципам позволяет сохранять в современной иконе символический язык Предания и, избегая копирования, создавать новые иконописные работы.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»