Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ». Выставка Юрия Холдина (1954-2007)

январь 2011 - январь 2012
Музей Храма Христа Спасителя
ул. Волхонка, 15 (вход через нижний храм со стороны Соймоновского проезда)


С января 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Музее Храма Христа Спасителя продолжает работу известная выставка Юрия Холдина (1954-2007) «Свет фресок Дионисия», ставшая одним из наиболее масштабных и знаковых явлений в отечественной духовной культуре последних лет.
Уникальность новой экспозиции - в полноте авторского замысла. Выставка постепенно дополняется новыми работами Ю.Холдина. Более 170 из 320 работ мастера светописи показаны впервые, (80 работ дополнены за февраль-сентябрь 2011 г.)
Выставка, в новом изобразительном формате представляющая современной аудитории пространственный образ собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря с фресками конца XV века, принадлежащими кисти великого русского иконописца Дионисия с сыновьями, неоднократно экспонировалась на художественных и музейных площадках. За пять лет передвижная экспозиция побывала в Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. Щусева, Музее декоративно-прикладного искусства, ЦВЗ «Манеж», Политехническом музее, в Музее-заповеднике «Коломенское», в Санкт-Петербургской академии художеств; её смогли увидеть жители Великого Новгорода, Костромы, Курска, Иваново, Нижнего Новгорода, Липецка, итальянского города Мерано.
Москвичи и гости столицы могут видеть и изучать достоинства шедевра Дионисия, со всеми его тончайшими цвето-колористическими и художественными нюансами, органично воспринятыми взглядом современного художника в объёмном архитектурном и свето-воздушном пространстве древнейшего памятника, словно переместившегося во времени и пространстве.
Своё масштабное произведение Юрий Холдин посвятил судьбе России, живому процессу возвращения людей на рубеже ХХ-ХХI веков к своим историческим святыням, к духовным корням. Особенность его взгляда на судьбу фресок Ферапонтова монастыря неразрывно связана с судьбой всех наших святых мест, подвергавшихся на протяжении почти столетия разрушениям, если не буквальным, то идеологическим - в их восприятии обществом. Тема истории Соловецкого монастыря в ХХ столетии, возникающая в выставочном произведении мастера, не случайна. Восприятие уникальных по сохранности ферапонтовских фресок под прессом эпохи атеизма пострадало до такой степени, что имя знаменитого на Руси «началохудожника живописания Божественных и честных икон» Дионисия не вошло в словари по мировому искусству. Свету фресок Дионисия - нематериальному Свету нашей величайшей святыни, словно «сокрытой под спудом» последствий её длительного музеефицирования, «руинированной» в сознании людей вследствие непрофессионального подхода к представлению её в полиграфии и в искажённом - экспозиционно-копийном формате, художник фотографии дал воссиять в своём труде вновь - «сквозь призму Русской Голгофы».
Высочайшие художественные достоинства и научные открытия в работе Юрия Холдина вызвали мгновенный резонанс в среде творческой интеллигенции, но последнее время аудитория известного проекта смогла оценить и другие стороны многолетнего подвижнического труда мастера светописи. Главную и бесспорную его заслугу сегодня видят в том, что он сумел найти новый путь представления особо охраняемых государством шедевров древнерусского искусства и тем самым отстоять право народа на доступ к национальным святыням.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»