Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Звук свирели» - живопись «солнечного художника»

«Звук свирели» - живопись «солнечного художника»

В ЦДХ открылась выставка живописи Юрана Мамедова «Звук свирели». Чистые яркие цвета, их глубина и контрастность создают неповторимую палитру работ художника. Главным источником вдохновения для Юрана было постижение природы цвета. В течение всей жизни он стремился разгадать тайну его магических превращений. И каждое его произведение, будь то пейзаж или портрет - новый эксперимент в этой области.
В своем творчестве Юран Мамедов (1934-1984) обращался к традициям искусства Средней Азии, что отразилось в очень ярких цветосочетаниях, построенных на контрастах красного, синего, желтого. Интересно, что приступая к работе, художник покрывал холст ярко-желтой краской, которая становилась основой для будущего живописного полотна. Так создавался удивительный эффект незримого присутствия солнечного света даже в тех пейзажах, что изображали хмурый осенний вечер или раннее утро с его неяркостью, прозрачностью, зыбкостью. Юрана справедливо называют «солнечным художником».
Юран Мамедов родился в Нахичевани. Окончив в 1962 году Академию художеств им. И. Репина, он стал работать художником-постановщиком в Александринском театре, одновременно много занимаясь станковой живописью и работой над графическими произведениями. Это был период становления его как художника
Ученик В. Орешникова, Юран в своем творчестве отошел от академической школы, обратившись к постимпрессионизму, фовистической школе. Его живопись и графика, построенные на варьировании, игре масштабов, сплетении красочных пятен, отличаются декоративностью. Пространство картин формируется цветовыми плоскостями, что по традиции восходит к миниатюре и ковру. Светящаяся яркость, цветоемкость теней, сочетание уплощающей силы форм и плавности округлых линий, смягчающих впечатление плоскостности, рождают ощущение весомости, осязаемости цвета и пространства
«Вначале я познакомился с человеком, - вспоминает Анар, - с его творчеством - гораздо позже... Первая встреча произошла в Нахичевани, на земле, пропитанной цветом, - цветом красным. Красный цвет рождал ощущение причастности к глубинам жизни - в слоистости камня, в цвете граната, в луче, впитываемой землей, в растрескавшейся от жары почве... Юран в это время учился в Академии Художеств в Ленинграде. То, что он делал, не вписывалось в каноны классицизма. Он творил то, что хотел. Он играл с цветом, играл беспощадно, переплавляя и сжигая его до остатка. Он создавал по законам, не признанным в академической среде. Бунтарский дух, напряженный взгляд, предельная честность в отношениях с собой, с окружающими: «живопись может передать истину», - слова которые я не раз слышал от Юрана. Эта истина - внутренне устремление, рождающееся в неимоверном напряжении, в мощи чувств, в суровой беспощадности по отношению к себе, к цвету... Была не одна встреча... Каждый раз она оставляла ощущение огромной интенсивности и напряженности его жизни. Он отдавался без остатка - живописи, дружбе, любви, подтверждая идею о бесконечности и беспредельности человека в творчестве».
Картины Юрана лиричны и музыкальны - словно звучные аккорды вспыхивают соцветиями красок на его холстах. «Звук свирели» - название одной из живописных работ художника, давшее название всей выставке.
«Мне кажется, краски для отца еще и «звучали», что помогало ему переносить их на холст так чисто и звонко, и так точно передавать нюансы ощущений, полученных от природы, - рассказывает дочь художника, Гюнель Юран. - Именно эта «музыкальность» мировосприятия делала его живопись импровизационной, «интуитивной»...
Музыка, равно как и театр были важной составляющей его жизни. Годы работы в Александринском театре (спектакли «Тарусский волк» А. Нессин, «Ханума» А. Цагарели и др.) были связаны не только с новыми успехами в живописи, но и пробами себя в кинематографе (работа на «Ленфильме»), в преподавательской деятельности. Тогда же Юран знакомится с Михаилом Козаковым, Владимиром Кореневым, Тогрулом Нариманбековым, Саттаром Бахлулзаде, Расимом Балаевым, Надаром Шашык-оглы, Анаром, дружба с которыми будет связывать его всю жизнь. В последние годы жизни Юран работал в Нахичеванском музыкальном драматическом театре.
Он ушел из жизни, на пике своего творчества, а возможно лишь приближаясь к нему, полный новых замыслов, оставив незаконченную картину «Рано утром».
«Он прожил короткую, но очень яркую жизнь: он любил жизни, вырывая миг и увековечивая его в рисунке, в красках, в небольших набросках, он любил детей, краски этого мира, - писала о Юране его жена Людмила. - Друзья, среди которых люди искусства, друзья детства, обожали Юрана за поражающую открытость этого человека... Он любил мир и был любим им...»
Выставка «Звук свирели» - вторая в Москве, после состоявшейся в 2005 году в Музее декоративно-прикладного искусства. На ней представлены только живописные полотна Юрана Мамедова, созданные им в 1970-80-е годы - часть его обширного творческого наследия, включающего многочисленные самостоятельные графические произведения, эскизы декораций и костюмов к театральным постановкам. Некоторые работы, в том числе «Девичьи грезы», «Перекур», «Март в горах», экспонируются впервые.
Произведения художника находятся в частных коллекциях в Турции, Иране, Франции, Венгрии, Германии.
Выставка продлится с 18 по 29 января.

 

Екатерина Гоголева


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»