Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Два императора

Два императора

15 февраля - 15 марта 2012
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства 
ул. Делегатская, д. 3

«Александр! Мы любили друг друга...»
Наполеон

Выставочный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с 15 февраля до 15 марта пройдет выставка «Два Императора», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция является одной из первых в нашей стране в ряду юбилейных исторических событий 2012 года, объявленного Годом российской истории.
Для этой «увертюры» взят необычный ракурс: отношения двух императоров - Александра I и Наполеона I. Тематически выставка выдержана по историческим периодам и представлена экспонатами из крупного личного собрания коллекционера Александра Вихрова, которое он формирует уже более 30 лет, дополненными рядом вещей из фондов музея ВМДПиНИ и других собраний. Всего - более 200 экспонатов.
И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! - сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, - мы любили друг друга...».
Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира. Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, Битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа; причем каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.
Зритель увидит мозаику из многочисленных предметов и произведений искусства французского, итальянского, германского и российского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII в. до наших дней. Живопись и графика, медали и монеты, статуэтки из слоновой кости, бронзы, бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов жизни императоров, табакерки, портсигары, декорированные портретами в миниатюре, изделия из фарфора и стекла, редкие фолианты, наконец, вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.
Значительную часть выставки представляют произведения изобразительного искусства. Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», - и довольно сдержанные русские эскапады, просто подтверждающие венценосность нашего императора.
Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, - при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.
Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в её истории на протяжении 100 лет, и именно из пушек союзников, в том числе, из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, - ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях. Как русских, так и западноевропейских.
Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем - переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.
Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки - самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон - Император Французский», 1806). А сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки - уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей.
Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почётного легиона не русскому гренадёру, как было в действительности, а бурому медведю), и тем, что можно назвать «карикатуры в фарфоре».
Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Интересно сравнивать, какое художественное отображение нашли они в российском и западноевропейском искусстве. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир - франко-русское порождение - проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства. Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов - репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А.Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX в., - ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».
Триумфальное вхождение под командованием Александра I союзных войск в Париж тоже находит свое отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, которых вдохновила слава русских воинов. Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь значительным фигурам мировой истории - Наполеону I и Александру I.
.
Директор музея Александр Сысоенко: «Для нашего музея, Музея декоративно-прикладного искусства, год 200-летия Отечественной войны 1812 года открывается выставкой "Два Императора". Музей в данном проекте выступает строго в своем амплуа - тема отношений двух правителей раскрывается преимущественно средствами декоративно-прикладного и народного искусства. Лаконичность проекта и его позитивная настроенность выступают некоторой оппозицией масштабу и драматизму событий двухсотлетней давности, но вполне соответствуют дружескому уровню современных отношений России и Франции. Кроме данной выставки музей в этом году проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства художников ДПИ всех жанров на тему влияния на жизнь народа и народное искусство событий 200-летней давности, а также выставку "Ампир русской победы".

Организаторы выставочного проекта «Два императора» уверены, что эта увертюра к юбилею Отечественной войны 1812 года и к Году российской истории, как и сама история взаимоотношений двух великих правителей, заслуживает особого внимания зрителей.
www.vmdpni.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»