Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

БАКИ УРМАНЧЕ. АРАБЕСКИ СУДЬБЫ. К 115-летию со дня рождения художника

22 мая - 29 июля 2012
Государственная Третьяковская галерея
Крымский Вал, 10, залы № 80-82 |

Выставка, посвященная 115-летию со дня рождения выдающегося татарского художника Баки Идрисовича Урманче (1897-1990), представляет зрителю более 120 произведений из собраний казанских и московских музеев и частных коллекций - Государственного музея искусства народов Востока, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Национального культурного центра «Казань», Фонда Марджани (Москва), Галеев-галереи (Москва).
Баки Урманче - первый профессиональный татарский художник: живописец, график, скульптор, монументалист, работавший также для театра. Он сумел внести огромный вклад в развитие основных видов изобразительного искусства Татарстана, во многом определил становление татарского изобразительного искусства в 1920-е годы и его развитие во второй половине ХХ века.
Баки Урманче родился в семье имама и вышивальщицы, с детства интересовался народным искусством, но, из-за своего происхождения, не имел возможности учиться в художественной школе. В юности работал шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии. Только в 1919 году Урманче поступил в Свободные художественные мастерские в Казани и потом перевелся в Москву во ВХУТЕМАС, где учился скульптуре у А.Голубкиной, живописи - у А.Шевченко. Урманче принадлежит к поколению молодых советских художников-вхутемасовцев, перед которыми в начале 1920-х годов стояла задача формирования нового художественного языка. Ссылка в Соловецкий лагерь (1929-1933) прервала его творческую биографию, но, вернувшись в Москву, Урманче участвовал в крупнейших выставках того периода, в оформлении павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Большой вклад Урманче внес в развитие искусства и художественного образования Казахстана и Узбекистана, где жил в послевоенные годы.
Баки Урманче - личность универсальная, он ярко проявил себя не только в изобразительном искусстве, но и в других областях художественной культуры и гуманитарных науках: поэзии, музыке, лингвистике, искусствоведении. Он сыграл важную роль в формировании нескольких поколений татарских художников, в приобщении и возвращении татарского общества к его духовным истокам.
Создавая новое для татарского народа искусство, опирающегося на достижениях европейской художественной культуры, Урманче всегда оставался глубоко национальным художником, для которого понятие национального не ограничивалось выбором сюжета и темы, но обогащалось поисками общих для разных видов татарского искусства - декоративно-прикладного, каллиграфии - методов и приёмов, возможностей их использования в живописи, графике, скульптуре, привнесения в структуру произведения традиционных принципов формообразования, колорита, ритма, мелодики, воплощения того, что называют национальным духом.
В творчестве Урманче важное место занимает поэма «Шурале» татарского национального поэта, литературного критика и публициста Габдуллы Тукая. Поэма написана по мотивам татарской народной сказки. Шурале - один из самых популярных персонажей национальной мифологии, обитатель, а в известном смысле, и хозяин леса. И Тукай, и Урманче, сохраняя специфику сказки, наполняют ее красочными деталями и звуками, полными глубокого смысла и национального колорита. Урманче многократно обращался к иллюстрированию этих сюжетов. Его рисунки отличают тонкий юмор и мастерское владение линией.
В работах Урманче позднего периода под влиянием национального искусства меняется и живопись, появляется особая декоративность. Для этих произведений характерна ясность и простота построения, использование чистых и очень ярких, звучных цветов. В поздние работы, выполненные преимущественно темперой, художник часто вводит изображение тканей с орнаментом, произведения напоминают татарские национальные ковры.
Скульптура занимает особое место в творчестве Урманче. Ее считают вершиной татарской пластики, но пришел Урманче к скульптуре необычным путем. В институте он учился пластике профессионально, а затем почти сорок лет ею не занимался. В Казани, Москве, Алма-Ате, Ташкенте - везде, где он работал, его знали как живописца и графика, но не как скульптора. На шестьдесят пятом году жизни Урманче заново открыл для себя этот вид искусства. За три десятилетия он создал более 150 скульптурных произведений. При всей возвышенности, даже некоторой идеализации, созданные им образы всегда сохраняют индивидуальность. В целом скульптуру Урманче отличают эмоциональность, богатство поэтических ассоциаций, мастерство пластической композиции. Любимый материал мастера - уральский мрамор, но самые интересные, самобытные работы он создал в дереве.
Наследие Урманче уже демонстрировалось в Третьяковской галерее в 2005 году, когда в рамках проекта «Золотая карта России» представлялась коллекция Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Однако только сейчас, впервые в Москве, творчество Баки Урманче экспонируется в таком полном объеме.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»