Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Татьяна Глебова. Цветовой вывод

Татьяна Глебова. Цветовой вывод

14 сентября - 30 октября 2012
Галерея ПРОУН

Галерея ПРОУН представит работы Татьяны Николаевны Глебовой (1900- 1985). Проект «Цветовой вывод» объединит более ста графических работ художницы, связанных с ее экспериментами в области цвета.

Татьяна Глебова - живописец, театральный художник, график, иллюстратор книг Д. Хармса, Н. Заболоцкого и А. Введенского. Ее деятельность проходила вдали от официальных путей советского изобразительного искусства, а произведения, как и произведения ее мужа, единомышленника и собеседника Владимира Васильевича Стерлигова, на официальных выставках практически не появлялись. Татьяна Николаевна была ученицей Павла Николаевича Филонова. О ее творчестве лучше всего сказать словами самой Татьяны Николаевны, написанными о Марии Юдиной, с которой она дружила с юных лет, но в полной мере относящимися и к ней самой: «Мария Вениаминовна проникла в музыку не только своей музыкальностью, но и духовным опытом, - она была верующая. Она помогла позволить себе большую свободу интерпретации, так как обладала необычайной глубиной музыкальной мысли и умела сдвигать широкие пласты звучания».
Татьяна Глебова была дочерью промышленника, общественного деятеля, публициста и философа Николая Глебова и певицы Марии Барыковой, правнучки графа Федора Толстого, вице-президента Академии художеств. С юности Глебову окружали люди творчества. Это были не только ученики П.Д. Филонова, соратники по Мастерской аналитического искусства, созданной в 1930 году. Среди ее друзей были выдающиеся музыканты Исай Александрович Браудо и Мария Юдина, философ, теолог и музыковед Яков Друскин, поэты Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Олейников, входившие в созданное в 1926 году Объединение реального искусства (ОБЭРИУ); писатель Евгений Шварц, художники Владимир Дмитриев, Вера Ермолаева, а после войны - вся одаренная семья художников Трауготов, входившая в «ближний круг» Друскина. Всех этих людей объединяло стремление постичь смысл бытия: друзья-музыканты были настоящими философами, а философы - глубоко погружены в поэзию и живопись. С поэтами, входившими в ОБЭРИУ, Татьяна Николаевна и дружила, и сотрудничала - иллюстрировала их поэтические произведения для детей.
Художественный язык Глебовой постепенно менялся, постепенно освобождаясь от прямого филоновского влияния, однако она всегда оставалась верна одному из принципов своего учителя: «Каждый мастер может работать в планах: реалистическом со ставкой на точь-в-точь сделанного примитива, абстрактном, т.е. изображенной формой, и в смешанном».
Для Глебовой поиски нового в художественной форме были неотделимы от духовной работы. Ее объединение и совместная деятельность в течение сорока лет, с 1943 по 1973 год, с Владимиром Стерлиговым, создавшим в 1960-е годы группу художников-единомышленников, активным членом которой стала Глебова. «Художник творит свое произведение по образу и подобию своему», - говорила Татьяна Глебова, - «у его произведений есть тело, душа и Дух". Тело - «материал, способ и характер рисунка или наложения красок в живописи», душа - чувства, эмоции художника, а Дух произведения - «высокий замысел, выражающийся в композиционных обобщениях форм, цвета и рисунка. <...> Художники своими картинами могут спасать души свои и чужие, потому что, соединяя духовное с материальным, они соединяют два начала в жизни и очищают земное небесным». У Глебовой осталось много записей о теории и практике искусства. Особое значение для нее имел цвет. В своей автобиографии она написала: «Освобожденная от натуралистического воспроизведения цвета, я начала прислушиваться к внутреннему голосу, звучавшему в моей душе. Иногда в соответствии с натурой, а иногда самостоятельно рождающемуся... <...> Я думаю, что цвет выявляет форму не меньше чем рисунок, и в живописи их разделять нельзя. Они крепко сплетаются в сознании художника».


Татьяна Николаевна Глебова (1900- 1985)
Биография:

Родилась в Петербурге. Училась в гимназии М. Н. Стоюниной.
В 1918-1921 гг. жила с семьёй в имении Коротнево (Андрейцево) Мологского уезда Ярославской обл. Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920-21 гг. провела в Рыбинске. Весной 1921 г. вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М. В. Юдиной и И. А. Браудо, ставшими её друзьями на долгие годы. В 1922 г. ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. С 1924 г. училась в частной студии у А. И. Савинова.
В 1925 г. обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики; в 1926 г. начала работать под его руководством. В 1927 г. вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П. Н. Филонова оформляла Дом Печати (её работой было живописное панно «Тюрьма»). Участвовала в выставках МАИ. В 1932-1933 гг. принимала участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ и в ГТГ (работа «Разрез нашего дома»). В 1932 г. вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала».
С 1926 г. начала работать в книжной графике, иллюстрируя книги для детей. Многие книги оформила в соавторстве с художницей А. И. Порет. Дружила в 1930-е гг. (до начала войны) с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом. В 1931 г. оформила оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 г.
В 1941 г., после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник [3] и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 г. похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весною 1942 г. потеряла мать (умерла в эвакуации). Летом 1942 г. эвакуировалась в Алма-Ата. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900-1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 г.
В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В. П. Яновой (Траугот), Е. К. Лившиц, Я. С. Друскиным.
В 1960-е гг. В. В. Стерлигов разрабатывал новые структурно-пластические основы образного языка живописи. Т. Н. Глебова разделила с ним работу в новой художественной форме. В 1963-1966 гг. она, вместе со Стерлиговым, собрала круг художников-единомышленников и создала с ними «Старопетергофскую школу».
В 1968 г., после многолетних усилий Т.Н. Глебовой, В.В. Стерлигова, П. Я. Зальцмана, открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде. К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П.Н.Филонова». В 1970-е гг. написала также воспоминания о М.В.Юдиной (1973),А.А. Ахматовой (1975), Д.И.Хармсе (1975-76).
В 1971-1973 гг. Глебова, вместе с В.В. Стерлиговым, проводила в своей мастерской (улица Ленина, д.52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 г. она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 г.
Т. Н. Глебова умерла 4 марта 1985 г. Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»