Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Мир живой природы Александра Белашова». К 80-летию художника

4 декабря 2012 - 25 февраля 2013
Государственный Дарвиновский музей
Выставочный комплекс ГДМ
ул. Вавилова, 57

Александр Михайлович Белашов - Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств, классик отечественной анималистики. Можно сказать, что главная тема его творчества - идеальный мир, где человек гармонично сосуществует в единстве с природой. Там растут диковинные травы и цветы, живут прекрасные, добрые звери и птицы... На выставке «Мир живой природы Александра Белашова» в Дарвиновском музее представлены около 130 работ мастера из богатой фондовой коллекции музея и собрания семьи Белашовых: скульптура, живопись, графика, мемориальные вещи и фотографии. Многие экспонаты публика увидит впервые.

В одном из интервью на вопрос, какая из его работ для него наиболее значима, Александр Михайлович Белашов ответил, что их - несколько. Но первой была названа работа над интерьерами Палеонтологического музея в Москве. О ней художник всегда говорил как о любимом ребёнке: он не только собрал коллектив единомышленников, но и сам перетаскал своими руками около 25 тонн керамики! Ему и М. В. Фаворской принадлежит идея воссоздания забытой со времён Врубеля методики изготовления керамических панно. За работу над композицией «Древо жизни» для Палеонтологического музея А. М. Белашов был удостоен Государственной премии. Среди других известных и крупных произведений мастера - 12 скульптур, установленных в Московском зоопарке, фонтан «Поющий журавль» на Чистых прудах. Кроме этого, художник был создателем стелы на Дубровке в память жертвам теракта, памятников Наталии Сац и Сергею Образцову, мемориальных досок Есенину, Вавилову, Малиновской (на Театральной библиотеке). Эти произведения художника знакомы многим москвичам, но имя автора, к сожалению, смогут назвать не все.

Но в первую очередь, Александр Белашов - анималист. Любовь к природе у художника возникла еще в детстве, а позднее стала его призванием. Он один из тех творцов-путешественников, кто ищет встречи со своими героями не в зоопарке, а в лесу, в поле, в горах, на морском побережье - там, где звери живут естественной для себя жизнью, где они - хозяева, а человек - гость. Ради таких встреч Александр Михайлович совершил множество путешествий по России и дальним экзотическим странам, из поездок он привозил кипы наблюдений, рисунков, набросков, которые уже в мастерской художника «превращались» в законченные произведения: скульптуры, картины, гравюры. И насколько богата была география поездок Александра Белашова, настолько разнообразны и сюжеты его работ: лотосы и белые цапли в дельте Волги, медведи на Камчатке, лоси в Воронежском заповеднике, котики и каланы на Командорских островах, журавли под Талдомом, джейраны в Бухарском питомнике, верблюжата в Каракумах, фламинго на Каспии... Одной из излюбленных тем художника была тема материнства в мире живой природы - вот ещё, что влекло в неизведанные места художника.

Работы, ставшие материальным воплощением тех путешествий и впечатлений представлены на выставке «Мир живой природы Александра Белашова» в Государственном Дарвиновском музее. Многие из них будут демонстрироваться публике впервые, это касается и экспонатов из собрания фондов музея и коллекции семьи А. М. Белашова. Экспонируемая коллекция богата не только сюжетами, но и разнообразием материалов - бронза, керамика, фарфор, линогравюра, акварель, масляные краски. Всего на выставке представлено 80 скульптур больших и малых форм и около 50 живописных и графических произведений.

Экпонаты сопровождаются выдержками из дневника художника. Поражает талант А.М. Белашова не только как живописца, но и как писателя. Например, вот это: «Издали птичий базар похож на сказочный готический замок, до облаков поднимающийся своими башнями. На вертикальных стенах, повторяя геологический рисунок, сидят птицы, словно фантастический ковер. <...> Если смотреть в бинокль на птичий базар снизу вверх - дух захватывает! Словно тысячеэтажный город восходит до облаков и там исчезает».

Еще одна тема, которую особенно любил Александр Михайлович - «жизнь травы», тот мир, который обыкновенно скрыт от глаз человека. Он не часто привлекает внимание художников и хранит свои тайны только для того, кто умеет видеть, как набухают весной первые почки, как распускаются цветы, как колышется на ветру «ещё не запылённая зелёная листва»... «Я каждый год хожу рисовать травы с ранней весны, с первых ломающих землю живых ростков. Особенно люблю папоротники - мохнатые крученые розетки, стрелы ландышей или пушистые, как звери, цветы сон-травы. За каждым цветком - целый мир ассоциаций», - писал художник. Эта необычайно трепетная для А. М. Белашова тема также проиллюстрирована на выставке - зрители увидят несколько прекрасных графических и живописных работ художника, посвященных таинственной жизни растений.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»