Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 – 1930-е»

«Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 – 1930-е»

20 декабря 2012 - 25 февраля 2013
Галерея «Ар Деко»
Лужнецкая наб., д.2/4, стр. 4 (бизнес-центр «Арт Плаза»)

Галерея «Ар Деко» совместно с Russian Art Institute в рамках Года Германии в России 2012/13 представляет выставку «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910 - 1930-е».
В Германии 1910-1930 - х годов мы наблюдаем настоящий взрыв культуры тела. Большими тиражами издаются книги и брошюры о красоте тела, совершенствовании тела, сопровождаемые фотографиями с обнаженными женщинами и мужчинами, выполняющими сольный танец, массовые хоровые движения или различные гимнастические упражнения. Этот период связан с деятельностью целой плеяды выдающихся экспериментаторов в области гимнастики, ритмопластики и современного танца, а также с активным изучением фиксации и передачи движения в живописи и, главным образом, в фотографии.

Рудольф Лабан, один из основателей свободного танца, рассматривал танец как некую абстрактную систему, трансцендентную космическую силу, которая пронизывает все ритмом и напряженностью. Отказавшись от заученных движений, музыкального аккомпанемента, темы и сюжета, тело должно искать собственные ритмы, расширяя свой эстетический опыт за пределы рационального. Наиболее ярко и лаконично этот образ воплотился в фигурах обнаженных танцовщиц Фердинанда Прайсса и его серии скульптур «Экстаз».

В СССР аналогичные поиски в области Нового танца были, прежде всего, связаны с деятельностью Хореологической лаборатории при РАХН, существовавшей с 1923 года. У истоков лаборатории стояли Василий Кандинский, Алексей Сидоров и Александр Ларионов. Кандинский считал движение частью «синтетического искусства», идею которого он разрабатывал совместно с танцовщиком и хореографом Александром Сахаровым, живописцем Алексеем Явленским и композитором Томасом фон Гартманом. В одной из работ Кандинский писал о необходимости установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. В 1920-е годы он создал серию аналитических рисунков по фотографиям танцовщицы Грет Палукки, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.

Антиподом свободного танца, выражавшего субъективные внутренние эмоции и потому ставшим наиболее ярким воплощением духа индивидуальности, выступала физическая культура с ее идеей об "объективном" теле и сухой количественной оценкой физической силы и здоровья. Именно эти два полюса - субъективное и объективное, индивидуальное и общественное - и определяли "культуру тела" в 1920-е годы. Неудивительно, что впоследствии, когда и в Германии, и в СССР закончился период относительной свободы, власть решительно отказалась от "индивидуального" и все находки в области искусства движения стали использоваться лишь для хореографии массовых празднеств и физкультурных парадов.
Основу выставки составили скульптуры Фердинанда Прайсса, выдающегося мастера декоративной пластики Германии. Все скульптуры предоставлены из личного собрания М.О. Окрояна и будут экспонироваться впервые. Также в состав выставки вошли произведения Николая Загрекова, редкие эскизы А.Петрицкого и Н.Айзенберг, документальные фотографии по биомеханике Вс. Мейерхольда и немецких журналов о красоте человеческого тела.
Произведения для выставки предоставлены Государственным Русским музеем, Государственным театральным музеем им. Бахрушина, Обществом друзей Николая Загрекова.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»