Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Выставка «Фарфор и трон»

Выставка «Фарфор и трон»

30 мая 2018 года в 16.00 в Иоанновском равелине Петропавловской крепости открывается выставка «Фарфор и трон», приуроченная к двум важным датам 2018 года: 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию со дня расстрела последнего российского монарха, членов его семьи и приближенных. Это совместный проект Государственного музея истории Санкт-Петербурга и Императорского фарфорового завода.
Выставка проводится в рамках подготовки к 275-летию ИФЗ и рассказывает об истории и государственном значении первого в России и третьего в Европе предприятия по производству фарфора, главной задачей которого было удовлетворение потребностей Российского Императорского Двора. На ней представлены лучшие образцы фарфоровых изделий, выполненных мастерами завода. Особо ценными экспонатами коллекции являются предметы, бытовавшие при императорском дворе и дошедшие до нас в первозданном виде, не смотря на все перипетии и катастрофы ХХ века. Многие экспонаты впервые демонстрируются широкой публике.
Начало производству российского фарфора было положено в 1744 году, когда в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны была организована «Порцелиновая мануфактура». Первыми заказами предприятию стали небольшие изделия, которые преподносились в качестве дипломатических подарков и жаловались приближенным. Помимо них на выставке можно увидеть предметы из первого отечественного («Собственного») сервиза императрицы Елизаветы Петровны.
Эпоха Екатерины II стала временем расцвета фарфорового производства в России XVIII века. Изделия завода этого периода отличаются особым стилем, который базировался на заимствовании особенностей оригинальных греческих и римских произведений искусства. Особой гордостью предприятия в это время стали изготовленные по заказу императрицы «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский» сервизы, предметы из которых также демонстрируются на выставке. Здесь же представлены скульптурные портреты государыни работы французского скульптора Жана - Доминика Рашетта (1744-1809), который на протяжении 25 лет занимал должность модельмейстера завода.
В царствование императора Павла Петровича на предприятии появилась новая традиция - подносить к Высочайшему Двору художественные вещи к праздникам Святой Пасхи и Рождества Христова. Данная тема на выставке представлена отдельным разделом.
Ключевой темой фарфорового искусства первой четверти XIX века стало прославление России и ее героев. Выбор сюжетов был продиктован пробудившейся под влиянием событий Отечественной войны 1812 года темой народного самосознания и народного духа. Данную тенденцию наглядно передают представленные на выставке предметы из «Гурьевского» («Русского») сервиза. В это же время ведущее место среди императорских заказов заняло производство больших интерьерных ваз, оформленных видовой или батальной живописью, которые также можно увидеть в экспозиции.
Среди экспонатов, представляющих историю предприятия второй половины XIX столетия - предметы, выполненные заводом для многочисленных царских и великокняжеских резиденций, а также императорских яхт. Они отличаются разнообразием художественных форм и оформления.
К началу XX века техническое оснащение Императорского фарфорового завода соответствовало уровню крупнейших европейских предприятий данного профиля. В это время завод продолжал традиции, заложенные в предыдущие эпохи, в том копировал лучшие образцы старинного фарфора. По указанию императора Николая II по моделям П.П. Каменского (1858-1922) была выполнена скульптурная серия фигур «для коллекции народностей, населяющих Российскую Империю», которая отличается этнической достоверностью и непревзойденным качеством художественного исполнения. Начало традиции использования национальных мотивов в фарфоровом искусстве было положено еще при Екатерине II. Ряд этих фигур также можно увидеть на выставке.
Отдельный раздел посвящен советскому периоду в истории предприятия и это неслучайно. После революции 1917 года завод не прекратил своего существования и продолжал отвечать запросам времени, формируя в мире образ новой России, поддерживая статус государственной власти на столь же высоком уровне, как и ранее. Перед предприятием встала задача - выработать новые художественные формы, актуальные для новой страны. На заводе было налажено производство агитационного фарфора. На старых фарфоровых формах, изготовленных в дореволюционный период, воспроизводились орнаменты и сюжеты в духе наступившей эпохи. История завода в этот период была связана с именами знаменитых художников, декораторов, скульпторов-керамистов: С. Чехонина, Н. Данько, В. Кузнецова, Н. Альтмана, К. Малевича, М. Лебедева, М. Адамовича, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, М. Добужинского и др. Эти и другие мастера создавали уникальные авторские произведения, выполненные вручную в нескольких экземплярах. Фарфор 1920-х годов, представленный на выставке, демонстрирует одну из самых ярких страниц в истории отечественного декоративно-прикладного искусства.
Завершает выставку раздел, посвященный современной деятельности завода и официальным заказам последних лет, выполненных по случаю знаменательных событий и торжественных мероприятий на высшем государственном уровне.
Здесь же можно увидеть произведения современных художников Императорского фарфорового завода, выполненные специально для выставки. Это мемориальные работы, посвященные памяти расстрелянной императорской семьи.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»