Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

№ 3/2008

III/2008

Содержание: № 3/2008

Тема номера:
ХХ век. Художественное наследие 60-х годов


ТЕМА
Александр Морозов
Шестидесятые как наследие

Анна Флорковская
«Другое искусство». Эстетический плюрализм, вехи и этапы

МУЗЕЙ
Наталия Александрова
Актуальность традиции. «Шестидесятники» в собрании Третьяковской галереи

ВЫСТАВКА
Анна Чудецкая
«Общение, наполненное радостью и печалью...»

Виталий Пацюков
Магический мир предметов Бориса Мессерера

ХУДОЖНИК
Борис Жутовский
Власть. Художник. Время

Александр Тихонов
«Живу - вижу». Эрик Булатов

Валентин Лебедев
Экспрессия таланта

Вильям Мейланд
Эпоха «оттепели». Ленинградская версия

Ольга Зотова
Шикотанская группа: эволюция «сурового стиля»

КОЛЛЕКЦИОНЕР
Ольга Костина - Владимир Немухин
По кругам андеграунда

Ольга Костина - Юрий Носов
Коллекционер, и не только...

Виталий Пацюков - Тамаз Манашеров
Жить целостно

Александра Обухова, Никита Алексеев - Альберто Сандретти
Ключи к России

РАКУРС
Елена Степанян
Эпоха долгих прощаний

ПУБЛИКАЦИЯ
Оскар Рабин
Воспоминания

Галина Маневич
Штейнберг и Халупецкий

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ирина Баканова
Музей «Другое искусство». Музейный центр РГГУ


От редакции

Этот номер рожден чувством ностальгии. Мы все - как из детства - из 60-х годов. И те, кто родился годами тридцатью раньше (именно к этому поколению относится большинство героев публикуемых статей), и ровесники эпохи «оттепели», и даже отчасти следующая генерация. Для всех «это сладкое слово свобода» стало прививкой свободомыслия, давшего мощный импульс творческой жизни. Она, со всеми ее чаяниями, дерзаниями, реальными и мнимыми обретениями, была очень интересной. Нам хотелось, насколько это возможно, воссоздать атмосферу того времени, которое, как пишет автор одной из статей, возвращало искусству статус «совести общества».

Поэтому мы включили в изобразительный ряд номера хроникальные и портретные фотографии, предоставленные из своего бесценного архива Игорем Пальминым - «фотолетописцем» художественной жизни 1960-80-х годов. И еще, что очень важно: нам хотелось наметить подходы к научному осмыслению эпохи «оттепели». Ее пока трудно рассматривать в полной мере как этап истории искусства - слишком все еще горячо, но мы можем искать пути ее изучения как целостного периода отечественной культуры, собирая факты и расставляя акценты. Интерес к искусству этого времени буквально с каждым днем возрастает - об этом свидетельствуют, например, нынешние высокие цены мирового арт-рынка на произведения нонконформистов. Это подтверждается и успехом множества выставок «шестидесятников», проводимых в последние годы нашими крупнейшими национальными музеями.

Экспозиции, как правило, сопровождаются солидными каталогами. Все вместе это моменты систематизации и каталогизации богатейшего художественного наследия 60-х годов. Номер, который вы, дорогие читатели, держите в руках, тоже своего рода попытка каталогизации как историко-художественных фактов, так и подходов к их осмыслению - от академического до эссеистически-мемуарного. Мемуарных статей здесь большинство - нам представляется необычайно важным собирание воедино живых, достоверных воспоминаний свидетелей эпохи, которые всегда лежат в основе целостного исторического знания.


Главный редактор Ольга Костина

 

 


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»