Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

№ 1/2013

I/2013   Диалог России и Грузии на языке искусства - это, говоря словами Анны Ахматовой, «на воздушных путях двух голосов перекличка», то есть диалог на духовном уровне, ибо у наших народов единая колыбель - православная Византия. И художественные традиции обеих стран также восходят к византийским истокам. В первую очередь в архитектуре, в которой крестово-купольный тип византийского храма стал основой и русского, и грузинского церковного зодчества. Но как по-разному интерпретируется эта типология! Помню поразившее нас во время студенческой практики в Грузии монументально-суровое величие словно самой природой изваянных в камне древних храмов. Сравнивая их с белокаменными, словно вылепленными - «ручной работы» - церквами, освящающими российские просторы, мы постигали масштабы образного осмысления единой конструктивной основы. Такую же амплитуду отмечали и в человеческих темпераментах, и в языках: гортанный, с «грозовыми» перекатами согласных грузинский язык и мягкий, податливый, с открытыми гласными - «бескостный», как его назвал в «Волшебной горе» Томас Манн, - русский. Вернувшись в Москву, мы старались сохранить впечатления о Грузии, погружаясь в нашу общую историю на Грузинских улицах - в районе бывшей Грузинской слободы, пожалованной в начале XVIII века картлийскому царю в изгнании Вахтангу VI, прибывшему в Россию по приглашению Петра I с семьей и многочисленной свитой из дворян и простого люда. В Донском монастыре посещали некрополь, где среди многочисленных захоронений грузинских духовных и государственных деятелей нашли вечный приют сыновья Вахтанга VI, царевичи Бакар и Георгий, служившие в русской армии и занимавшиеся общественной и просветительской деятельностью. Несколько позже, уже в связи с работой над диссертацией, возникнет и мой личный профессиональный интерес к искусству Грузии, в частности, к ее скульптуре ХХ века. С огромной благодарностью вспоминаю приобщение к высокому искусству пластики в скульптурных мастерских Тбилиси; именно в этом городе, в издательстве «Хеловнеба», в 1988 году вышел альбом о Мерабе Бердзенишвили c моим текстом. Здесь мне выпало счастье опубликоваться в журнале «Литературная Грузия», славившемся тогда на всю страну смелостью и свободомыслием. С восторгом воскрешаю в памяти многочасовые, очень свободные, беседы в гостеприимных домах моих талантливых друзей - искусствоведов Самсона и Асмат Лежава, скульптора Марины Иванишвили, семейное родство которой с о. Павлом Флоренским, окончившим Тифлисскую гимназию, сделало для меня его легендарную фигуру оптически достоверной. У каждого, кто хотя бы единожды соприкоснулся с грузинской культурой, произошли свои открытия. Надеемся, что и читатели журнала откроют для себя на страницах этого номера много нового - художественно и духовно значимого.

Главный редактор


Содержание:

ТЕМА НОМЕРА: РОССИЯ - ГРУЗИЯ. ДИАЛОГ НА ЯЗЫКЕ ИСКУССТВА

Виктор Бехтиев, Мзия Кутивадзе, Георгий Базгадзе, Константин Лузиньян-Рижинашвили

Обращение к читателям

ТЕМА

Димитрий Туманишвили
Культурный обмен как взаимное обогащение

Мзия Чихрадзе
Международная конференция в Тбилиси

Анна-Мария Макарова
Образы закавказских святых в искусстве времени царицы Тамары

Анастасия Безгубова (Шкляева)
Мотивы Грузии в иллюстрированном издании «Живописный Кавказ» художника Григория Гагарина

Марина Медзмариашвили
Грузинские художники в России и Франции

Елена Беспалова
Парижская русская опера князя Церетели

МУЗЕЙ

Лилия Евсеева
Грузинская икона «Богоматерь с Младенцем» из собрания Музея имени Андрея Рублева

Светлана Хромченко
Из истории коллекции искусства Грузии в Музее Востока

Александр Сватиков
«Дом этот равно драгоценен как для русской, так и для грузинской культуры»

Ирина Стерлигова
Древний грузинский крест из Троице-Сергиевой лавры

Михаил Абрамов, Николай Задорожный, Александр Рыбаков
Икона «Троица Ветхозаветная» Кирилла Уланова
История несостоявшейся выставки

Ирина Шалина
«...писал сий образ царев писец»

ХУДОЖНИК

Нина Геташвили
«Я верил тогда, что строю храм». К. Марджанишвили и художники на русской сцене

Ирина Дзуцова
Приют художников «Химериони»

Павел Павлинов
Экспедиция Е.Е. Лансере в Сванетию в 1929 году

Нино Китовани
Татьяна Сергеевна Щербатова-Шевякова в Грузии

Марика Дидебулидзе
Реставрация как призвание. Адольф Овчинников

Тамаз Герсамия
Художник-архитектор Михаил Калашников: «У меня две родины: Грузия и Петербург»

Владимир Толстой
Монументальные росписи Коки Игнатова

Марина Кереселидзе
Георгий Очиаури: «Скульптура - это индикатор европейства»

РАКУРС

Юрий Вачнадзе
Джордж Баланчин и Андрей Баланчивадзе - контрапункт по-грузински

Латавра Дуларидзе
Грузия и Россия в кинопространстве

КОЛЛЕКЦИОНЕР

Михаил Алшибая
Батуми. Город на почтовых открытках

РЕЦЕНЗИЯ

Лев Лившиц
Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X - начала XII века. М.: Гамма Пресс, 2012

 


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»