Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Уникальное полотно Клода Моне «Большой канал», написанное в 1908 году

Уникальное полотно Клода Моне «Большой канал», написанное в 1908 году

3 февраля 2015 года Sotheby's представляет топ-лот вечерних лондонских торгов «Импрессионисты и искусство ХХ века». Стартовая цена составит 20-30 миллионов фунтов.


«Глядя на ваши пейзажи Венеции,
Я испытал глубочайшее душевное волнение...
Я восхищен и думаю,
что в них вы превзошли самого себя»
Поль Синьяк


Хэлена Ньюмэн, глава отдела Sotheby's «Импрессионисты и искусство XX века»: «Спрос на работы Клода Моне в настоящее время достиг беспрецедентной высоты, а география участников торгов за последнее десятилетие расширилась в четыре раза. Подтверждением выдающегося мастерства и эстетической ценности данного произведения Клода Моне является тот факт, что в течение восьми лет «Большой канал» был представлен в постоянном собрании лондонской Национальной Галереи. Учитывая редкость и исключительное качество данной картины, а также высокую цену другого венецианского произведения Моне - картины «Вид на палаццо Контарини», проданной Sotheby's в 2013 году за 19,7 миллиона фунтов - мы рассчитываем на самый широкий интерес со стороны нашей аудитории к предстоящим февральским торгам».

Пейзажи, написанные Клодом Моне во время трехмесячного пребывания в Венеции в 1908 году, когда уже проводились первые Венецианские биеннале, были созданы на пике творческой карьеры художника. «Большой канал» выставлялся по всему миру; последний раз в качестве временного экспоната в Национальной галерее в Лондоне с 2008 по 2014 год; а ранее в Художественном музее Кимбелла в Форт-Уорте и в лондонской Королевской Академии Искусств. До торгов, которые пройдут 3 февраля в Лондоне, картина предстанет публике в Тайбэе, Гонконге, Нью-Йорке и Лондоне.

Изображение куполов собора Санта-Мария делла Салюте на картине «Большой канал» явно свидетельствует об отходе Моне от детализированных изображений Венеции, присущих работам Старых Мастеров и более щедрых в палитре и красочных интерпретациях мастеров XVIII века. Работы Моне отличает свежий взгляд, тонко отображающий постоянно меняющуюся игру света на древних стенах города и окружающей его воды. Клод Моне создавал свои картины, отталкиваясь от опыта венецианских изображений мастеров прежнего поколения, таких как Тёрнер и Уистлер, и при этом развивал свой собственный опыт, полученный при создании серии лондонских пейзажей; при этом в венецианских работах фактор времени, с которым меняется освещенность, отнюдь не главенствует. В Венеции, по словам художника, определяющим было уникальное состояние атмосферы, та самая неповторимая венецианская радужная дымка.

19 декабря 1908 года, спустя всего несколько дней после возвращения художника в Париж, влиятельный галерист и коллекционер импрессионистов Бернэйм-Жюэн приобрел двадцать восемь из тридцати семи венецианских работ Моне. При этом он согласился на просьбу художника оставить картины в его студии для окончательной доработки. И лишь в 1911 году, после кончины жены художника Алисы, вместе с которой он путешествовал в Венецию, Моне дал окончательное согласие на проведение выставки «Венеция глазами Моне» в галерее Бернэйма-Жюэна; выставка открылась 28 мая 1912 года и была встречена вниманием критики.

Спустя год после выставки в галерее Бернэйма-Жюэна картина «Большой канал» была приобретена Хантом Хендерсоном - сахарным магнатом из Нового Орлеана. Хендерсон был одним из самых крупных коллекционеров искусства на американском Юге в первой половине ХХ века. В его собрании находилось значительное количество работ французских импрессионистов, включая живопись и графику Моне, Ренуара и Дега.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»