Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Салон «Artgenève» 2016 завершился в Женеве (Швейцария), но будет продолжен в Монте-Карло (Княжество Монако) через три месяца

Салон «Artgenève» 2016 завершился в Женеве (Швейцария), но будет продолжен в Монте-Карло (Княжество Монако) через три месяца

C 27 по 31 января 2016 года в Женеве, в крупнейшем выставочном комплексе франкоязычной Швейцарии «Palexpo» проходил V Салон современного искусства «Artgenève». В ходе официального открытия Салона, 27 января, представители «Palexpo» (Женева) и «Форума Гримальди» (Монако) объявили о том, что женевская модель будет «экспортирована» в Монте-Карло, и Салон «Artgenève/ArtMonte-Carlo» будет проходить с 30 апреля по 2 мая 2016 года.

Эти два Салона по замыслу учредителей призваны взаимно дополнять и обогащать друг друга; способствовать продвижению и утверждению на международном уровне идеи «Салона искусства» (Salon d'art), который отличен от формата и концепций крупных «Ярмарок искусства» (Foires d'art), история которых насчитывает уже не одно десятилетие. Таким образом, концепция «Салона искусств» (Salon d'art), предложенная его директором, 30-летним Томасом Югом (Thomas Hug) пять лет назад и проходившая обкатку при активной поддержке администрации женевского выставочного комплекса, оказалась стратегически правильной, эстетически и коммерчески жизнеспособной. Идея Salon d'art получила признание не только участников, коллекционеров и просто любителей искусства-посетителей «Artgenève», но и мирового художественного рынка современного искусства, на котором продукты «Made in Switzerland» или, если угодно, «Fait a Genève», заслуженно пользуются неизменным успехом и спросом. 

Женева, наконец-то, получила художественный Салон, достойный ее статуса столицы мировой дипломатии и часового Олимпа. А дорога к этому успеху была длинной почти в 30 лет! В 1987 году в Женеве начал проходить «Салон книги и прессы» (Salon du Livre et de la Presse), в рамках которого на протяжении многих лет (c 1991 года), проводилась художественная ярмарка под названием «Europ'Art Fair», в которой могли принимать участие практически все желающие.

Первая серьезная попытка повысить статус ярмарки по-прежнему в рамках «Salon du Livre et de la Presse» была сделана в 2008 году, когда ее организация была поручена известному швейцарскому художнику Роже Пфунду, известному cозданием дизайна не только швейцарских, но и французских купюр, а художественным директором был приглашен хорошо известный в России коллекционер Кристоф Больманн (найденная и сохраненная им коллекция графики Н. Ге теперь находится в Третьяковской галерее). Ярмарка стала называться «ArtByGenève». В 2011 году Президентом становится Симон Ламуньер, а Художественным директором - Томас Юг. Дирекция «Palexpo» сделала ставку на профессионалов художественного бизнеса - и, как показало дальнейшее развитие событий, не ошиблась. В 2012 году новое руководство приняло важнейшее решение - дистанцироваться от Книжного салона и сопутствовавшего ей «ArtByGenève» - проводить Салон не в рамках Книжного салона (апрель-май), а как самостоятельное мероприятие в конце января, изменив при этом и название - на «Salon d'art Artgenève».


До реформ 2012 года в женевской художественной ярмарке участвовали галереи из России: Екатеринбургское проектное бюро ОБОЙМА, московский АРТ ИМПРЕСС, известные московские галереи «Ковчег» и «Международная арт-галерея Эритаж». Иногда художники покупали стенд, где и выставляли свои работы. Среди них, в частности, были Владимир Петров-Гладкий, Александр Калугин...


V Салон современного искусства «Artgenève», прошедший в январе 2016 года, привлек средиземноморских покупателей, представительная делегация которых приехала в Женеву не с пустыми руками: на специальном стенде в день вернисажа они представили внушительных размеров полотно Фрэнсиса Бэкона 1953 года «Study for a Portrait» анонсировав, таким образом, выставку «Francis Bacon, Monaco, et la Culture Francaise», которая будет проходить в пространстве «Форума Гримальди» в Монако со 2 июля и до 4 сентября 2016 года. Самое, наверное, дорогостоящее из выставленных на Салоне произведений искусства, было предоставлено Фондом «V-A-C», учрежденным в Москве в 2009 году Леонидом Михельсоном (президент Фонда) и Терезой Яроччи Мавикой (директор Фонда).


Полотну Фрэнсиса Бэкона принадлежит и другой рекорд Салона «Palexpo»: по продолжительности экспонирования - с 14.00 до 21.00 27 января 2016, в день вернисажа. После 21.00 публика отправилась на виллу Саразэн на музыкальный перформанс известного женевского художника Джона Армледера (р. 1948). Музыкальные представления являются важным составным элементом концепции Салона. Его директор, Томас Юг, уроженец Женевы, оставил музыкальную карьеру и начал галерейный бизнес, сначала в Берлине, а затем и продолжил, уже в новом качестве, в Женеве.


28 января Салон «Palexpo», на 9 000 квадратных метрах которого разместились 80 галерей, специализирующихся преимущественно на современных художниках (примерно 4/5 от общего числа стендов), а также 30 некоммерческих проектов (1/3 выставочных площадей Palexpo), открыл свои двери для посетителей. Русское искусство было представлено цюрихской «Galerie von Vertes» и парижской «Galerie Zlotowski»: А. Явленский (2), М. Шагал, Соня Делонэ, С. Поляков (2) - все лоты в пределах от 130 до 160 тысяч евро.


Современные русские художники выставлялись на стенде женевской «Galerie Sebastien Bernard» двумя работами А. Косолапова (с 1975 года живет в Нью-Йорке): скульптурной композицией и живописью маслом под Матисса «I'm lovin'it» - обе около 15 тысяч евро.


На Салоне 2016 года были представлены все первые имена мирового галерейного бизнеса из Швейцарии, Австрии, Италии, Франции, Германии, Великобритании, Испании, Польши, США, всего из 14 стран. Равно как и первые имена мирового современного искусства. На двадцати стендах - монографические выставки. Все участники, с которыми я говорил, положительно оценивали работу организаторов Салона и были довольны свершившимися, а еще больше будущими, продажами и установившимися контактами с коллекционерами, приехавшими со всей Европы.


В 2016 году от галерей из России и сопредельных с ней государств заявок на участие в «Artgenève» не поступало, но еще не поздно подать заявку на Салон «Artgenève/ArtMonte-Carlo». Может быть, игра стоит свеч?

Подробный фоторепортаж с женевского Салона - на моей страничке в Facebook.

Александр Тихонов, Женева

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»