Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

ПРЕРАФАЭЛИТЫ И БРИТАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ В РЕЗИДЕНЦИИ ПОСЛА БРИТАНСКОГО ПОСЛА В МОСКВЕ

ПРЕРАФАЭЛИТЫ И БРИТАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ В РЕЗИДЕНЦИИ ПОСЛА БРИТАНСКОГО ПОСЛА В МОСКВЕ

Открывшаяся в июне в ГМИИ им А.С. Пушкина выставка «Прерафаэлиты: британский авангард» стала одним из самых заметных событий культурной жизни столицы. Это не первая встреча российской аудитории с творчеством британских мастеров – в мае 2008 года аукционный дом Christie’s провел в Третьяковской галерее выставку живописных полотен прерафаэлитов. В 2013 году в рамках своей предаукционной выставки Christie’s представил на суд зрителей одно из самых лиричных произведений участника братства прерафаэлитов сэра Эдварда Коли Берн-Джонса (1833-1898) «Любовь среди руин». Впоследствии по мотивам этой акварели Берн-Джонс создал картину маслом, ставшую экспонатом выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в ГМИИ им. Пушкина. Акварель «Любовь среди руин», которая была написана в 1873 году, в 1958 году была продана за 480 гиней и не появлялась на публике более 50 лет до выставки в Москве, станет топ-лотом аукциона Christie’s 11 июля с рекордной предварительной оценкой £3-5 миллионов, претендующей на рекорд.

11 июня в резиденции посла Великобритании г-на Тима Барроу в Москве по случаю открытия выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» Christie’s устроил лекцию Элисон Смит, куратора галереи Тейт Британ, и провел закрытый показ произведений британской живописи, которые будут предложены на аукцион в Лондоне 11 июля, в том числе работы сэра Джона Эверетта Милле, сэра Джорджа Клаузена и Фрэнка Брэмли. Мероприятие прошло при участии галереи Тейт Британ и Британского Совета в России и при поддержке компании «Реставрация Н», представившей свой девелоперский проект в стиле английского неоклассицизма – жилой комплекс Knightsbridge Private Park.

Портрет леди Кэмпбелл кисти сэра Джона Эверетта Милле (1829-1896) был одной из трех работ, впервые представленных художником в рамках выставки, проходившей в галерее Grosvenor в 1884 году, наряду с портретом маркиза Лорна (Национальная галерея Канады, Оттава) и детским портретом леди Кэмпбелл (Нины Леманн), созданным за пятнадцать лет до этого, в 1868-69 годах. Леди Кэмпбелл изображена на нем сидящей в украшенном букетом незабудок прекрасном белом платье и жемчужном ожерелье, в то время как неподалеку от нее стоит ваза с тюльпанами, подле которой лежат перчатки. Задним фоном служит гобелен с цветочными узорами. Заказ на создание данного портрета поступил от отца Нины, который хотел, чтобы у детского портрета его дочери была пара. Данный портрет был написан за несколько месяцев до свадьбы Нины и Гая Теофила, 3-его баронета Кэмпбелла, родившегося в 1854 году и принимавшего участие во второй англо-афганской войне (1878-80). Будущие супруги поженились 30 апреля 1884 года.

Картина сэра Джорджа Клаузена (1852-1944) «Деревенская девочка (Роуз Гримсдейл)» является одним из топ-лотов будущего аукциона с предварительной оценкой в £200 000 - 300 000. В 1889 году Клаузен посетил Всемирную выставку, где получил серебряную медаль, а также смог увидеть работы Моне и Бастьен-Лепажа. В том же году он начал работать с новой натурщицей по имени Роуз Гримсдейл. В искусстве того времени это имя выполняло функцию символа. Достаточно лишь вспомнить о работах Россетти или серию произведений Берн-Джонса, выполненных им по мотивам «Спящей красавицы» для интерьеров поместья Баскот-парк. Для большинства современников Клаузена имя Роуз ассоциировалось с красотой розового бутона, распустившегося подобно проснувшейся принцессе на полотнах Берн-Джонса. Спустя несколько лет после создания картин Клаузена с изображением Роуз Гримсдейл, Джеймс Эббот Макнил Уистлер пишет свою «Маленькую Роуз из Лайм-Реджиса» (1895, бостонский Музей изящных искусств).

Картина Фрэнка Брэмли (1857-1915) «Когда синеющий закат медленно опускается на землю» (эстимейт £100 000 - 150 000) была написана в 1909 году, а два года спустя была выставлена в Королевской академии художеств в Лондоне в 1911 году. Работа передавалась по наследству вплоть до 21 декабря 1967 года, когда она была выставлена на лондонские торги. В своих работах этого периода Брэмли, как и его современники, Джордж Клаузен и Джордж Генри, перенимает технику письма, в первую очередь ассоциирующуюся с творениями Бастьен-Лепажа, однако в своих колористических решениях он гораздо ближе к импрессионистам, за что его нередко критиковали. Учитывая провенанс работы, можно сделать предположение, что на картине изображена жена художника Кэтрин. Выпавшая из рук изображенной на картине женщины книга лежит у нее на коленях, в то время как сама она задумчиво глядит в окно. Художник дает возможность зрителю самому рассуждать о степени одиночества изображенной на полотне женщины, чей покой не может нарушить даже домашний любимец, пристально требующий внимания хозяйки. На пейзаж опускается ночь, тени становятся длиннее, книга забыта, а за окном синеет закат.

 

Партнером аукционного дома Christie’s по экспозиции уникальных шедевров в Москве выступила девелоперская компания «Реставрация Н», представившая проект элитного жилого квартала Knightsbridge Private Park. Начав свою деятельность на рынке недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга с реконструкции и реставрации исторических зданий, сегодня компания является зарекомендовавшим себя девелопером с 20-летним опытом работы в сегменте элитного жилья и коммерческой недвижимости. Помимо своей основной

деятельности, «Реставрация Н» активно поддерживает благотворительные проекты и выступает непосредственным участником и инициатором различных социальных и культурных программ. На сегодняшний день, занимаясь реализацией своего флагманского девелоперского проекта – жилого квартала класса de luxe Knightsbridge Private Park в Хамовниках, одноименного известному лондонскому району, – компания проводит политику популяризации британской культуры в российской столице. Данное направление деятельности стало основой партнерства с международным аукционным домом Christie’s и получило продолжение в проекте по экспозиции картин прерафаэлитов, наиболее значимого направления британской живописи XIX века. Один из шедевров – впервые выставляемая в России картина «Леди Кэмпбелл (Нина Леманн)» кисти сэра Джона Эверетта Милле – был создан в особняке художника в лондонском районе Найтсбридж, в честь которого назван строящийся элитный квартал «Реставрации Н» в Москве. Данное обстоятельство добавило и без того выдающемуся произведению искусства значимости в качестве символа совместного с Christie’s проекта.

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»