Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

16 октября 2013 - 16 февраля 2014

Государственная Третьяковская галерея
Крымский вал, 10, залы 60 - 61

Настоящая выставка, сопоставимая по полноте с открывшейся ровно 100 лет назад масштабной персональной выставкой Натлии Гончаровой 1913 года, призвана показать лучшие, эталонные произведения разных периодов и направлений, создать целостное представление о творческом пути одного из самых значимых мастеров авангарда.

Наталия Гончарова (1881-1962) - одна из самых ярких фигур в русском искусстве ХХ века. В ее творчестве удивительным образом соединились поиск новых путей в искусстве и уважение к традиции; в ее характере - сдержанность, серьезность с готовностью к смелым экспериментам, способностью уверенно идти "против течения". Обладавшая мощным творческим темпераментом, Гончарова с равным успехом работала в фигуративных и беспредметных формах.
Усвоив уроки французских мастеров - В.Ван Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо, Гончарова отстаивала собственный национальный вариант авангарда. В его основе - связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком, образцами народного прикладного искусства. В интерпретации Гончаровой это древнее наивное искусство отмечено целостностью мировосприятия, утраченной Европой, и будущее России она связывает с движением на Восток. «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени - а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада, считая его нивелирующее значение весьма мелким и незначительным, мой путь к первоисточнику всех мой путь к первоисточнику всех искусств к Востоку».
Жизненный путь и творческая судьба Гончаровой также оказались разделены между Востоком и Западом, Россией и Францией. В 1915 году по приглашению С.П.Дягилева она уехала из России для участия в антрепризе "Русские балеты" и в дальнейшем жила в Париже. Жизнь художницы, как и многих ее соотечественников, складывалась не просто, известность сменялась забвением, но ни время, ни мода были не властны над ее фантастической преданностью искусству. "Все проходит, - говорила она, - любовь, дружба, остается одна работа..."
Выставка "Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом" в Третьяковской галерее ставит своей задачей создать целостное представление о творчестве художницы, сопоставить произведения русского и парижского периодов, осмыслить перемены, которые происходили в ее искусстве под влиянием времени и обстоятельств, "Востока" и "Запада".
Экспозиция строится по тематическому принципу, и все ее разделы: пейзаж, натюрморт, жанровые сцены, монументальные композиции, книжная иллюстрация, театр, мода - отражают оба этапа творчества художницы.
Открывают выставку автопортреты Гончаровой и ее портрет работы М.Ф.Ларионова, творческий союз с которым во многом определил взгляды художницы на мир, искусство и на собственное призвание.
Начало и конец осмотра - религиозные композиции и серия декоративных панно "Испанки". Они сосредотачивают внимание на двух главных темах искусства Гончаровой, где реализована ее тяга к монументальной форме. Центром экспозиции становится полиптих "Жатва" (1911). Входящие в него произведения ныне хранятся в разных городах России и Франции, и зрители имеют редкую возможность увидеть цикл целиком.
В едином пространстве выставки представлены полубеспредметные и беспредметные работы Гончаровой разных периодов: кубистические, футуристические и лучистские произведения 1910-х, первые абстрактные картины 1913-1914 годов, живописные и графические композиции в стиле "декоративного кубизма" 1920-х, опыты возвращения к беспредметности в 1940-1950-е годы.
Книжная графика знакомит с редкими образцами иллюстраций русского и парижского периодов, воплощающих понятие "авторская книги". Театральный раздел включает эскизы оформления знаменитых спектаклей "Русских балетов Сергея Дягилева", а также балетных антреприз в Европе и Америке, практически не известных русскому зрителю. В театре нашли отражение многие живописные темы творчества Гончаровой: религиозная интерпретирована в балете "Литургия", испанская - в балетах "Испания" и "Триана", тема крестьянского труда и праздника - в балетах "Свадебка" и "Сорочинская ярмарка", мотивы беспредметной живописи - в спектаклях "Богатыри" и "Последний романтик".
На выставке впервые экспонируются работы, созданные Гончаровой для русских и парижских домов моды. Среди них - эскизы костюмов для Н.П.Ламановой и для Дома моды "Мирбор". Зрителям представляется редкий шанс увидеть сохранившийся костюм, созданный по эскизу Гончаровой, из Музея моды города Парижа (Музея Гальера).

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»