Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Максимилиан Волошин. «Доселе грезят берега мои»

Максимилиан Волошин. «Доселе грезят берега мои»

29 мая - 29 июня 2014
Галерея «На Ленивке».
Москва, ул. Ленивка, д.6/7


Куратор: Мария Гадас
Организаторы: Дом-Музей М.А.Волошина.
При участии Софьи Ельниковой (галерея «Виардо») и галереи «Акант».

Выставка, которая откроется в залах Галереи на Ленивке 28 мая в день рождения Максимилиана Волошина, включает более 30 работ автора - конца 1910-х - 1920-х гг. - из пяти частных собраний. Все произведения относятся к самому плодотворному, Крымскому периоду его творчества. В проекте «Доселе грезят берега мои», названном строкой из стихотворения Волошина «Дом поэта», будет представлена самая крупная экспозиция акварелей художника в России, когда-либо выставлявшаяся в едином пространстве. Графическую часть дополнят редкие фотоматериалы из фонда Дома-музея М.А.Волошина в Коктебеле и памятные предметы поэта и художника.
«...Вся первая половина моей жизни была посвящена большим пешеходным путешествиям, я обошел пешком все побережья Средиземного моря, и теперь акварели мне заменяют мои прежние прогулки. Это страна, по которой я гуляю ежедневно, видимая естественно сквозь призму Киммерии, которую я знаю наизусть, и за изменением лица которой я слежу ежедневно. С этой точки зрения и следует рассматривать ретроспективную выставку моих акварелей...»
Таким пояснением Максимилиан Волошин сопровождал выставку своих акварелей в 1930 году. После окончательного переезда в Коктебель, Киммерию, как называл эту местность Волошин, работа акварелью становится для него непременным ежедневным занятием - нередко он рисовал и по несколько акварелей в день.

Современники часто не воспринимали всерьез его опытов в изобразительном искусстве, отводя главное место поэзии или художественной критике. Сам поэт говорил, что его «стихи утекли в акварели и живут в них, как морской прибой с приливами и отливами». Когда же у Волошина спрашивали, кто он: поэт или художник, он всегда отвечал: «Конечно поэт, - а затем добавлял, - и художник». Со временем ценность его небольших пейзажей на бумаге стала проявляться по-новому, часто превращая стихи в комментарий к изображению. Как надпись на одной из акварелей выставки: «Сквозь розово-призрачный свет/Сияют ночные долины», - то ли название ночного пейзажа-картины, то ли начало стихотворного пейзажа-ноктюрна.

Свойство таланта Максимилиана Волошина, прежде всего проявлявшегося в способности передать обаяние места, явления, человека находило все возможные формы выражения. В начале XX века он является одной из самых харизматичных фигур в искусстве: автор литературных мистификаций, издатель, критик. Переехав в Коктебель, Волошин со свойственной ему в любом деле увлеченностью, пытается передать откровение крымского побережья.

Он создает в новом доме подобие «Улея» - парижских мастерских-коммун, а в акварельных пейзажах настаивает на первозданности немногословной природы вокруг. Видение собственного профиля в силуэте карадагских гор стало пророческим (стихотворение «Дом поэта»): Коктебель - «край синих гор» (так с тюркского переводится название Коктебель) - всегда подразумевает «Волошин».

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»