Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«Московский блеск царских времен – сокровища керамики музея «Коломенское»

«Московский блеск царских времен – сокровища керамики музея «Коломенское»

с 5 ноября 2016
Музей керамики «Хетьенс» в Дюссельдорфе, Германия

Русский изразец - одно из самых ярких и массовых проявлений национальной культуры. Однако его родина - Западная Европа, прежде всего Германия. Отсюда он распространился на восток и через Польшу и Литву попал в Московию. Здесь керамические плитки с полой коробкой на тыльной стороне стали использоваться не только для облицовки печей, но, что станет открытием для немецкого зрителя, в декоративном убранстве фасадов зданий. Русский «kachel», имея европейские корни, глубоко своеобразен - его не спутаешь ни с майоликой Италии, ни с декоративными панно Испании или Магриба.
Московский государственный объединенный музей-заповедник -крупнейший в России центр по собиранию и изучению разнообразных памятников русского искусства и культуры, среди которых особое место занимают изразцы. Музей «Коломенское» имеет самую крупную и, безусловно, лучшую в России коллекцию изразцов и керамики XVI - XX веков, насчитывающую около 16 000 предметов. На выставке представлена часть этой коллекции - 215 изразцов, которые демонстрируют богатство этого оригинального жанра русского искусства и ремесла за прошедшие пять столетий. Выбор Немецкого музея керамики для показа первой подобной выставки в Европе глубоко оправдан.
Это тем более интересно и важно, поскольку русские изразцы -зачастую плод общих трудов и контактов русских мастеров и западноевропейских ремесленников, как в эпоху Средневековья, так и в Новое время, что напомнит европейцам о наших общих корнях. Тем не менее, как сможет понять и оценить немецкий зритель, Русский «kachel» не спутаешь ни с западноевропейской майоликой, ни, тем более, с декоративными панно Востока.
Открывают выставку первые опыты изготовления архитектурных и печных изразцов XVI века. Их сменяют рельефные зеленые и многоцветные керамические изделия XVII столетия, которые в XVIII веке вытесняются расписными изразцами в голландском стиле, постепенно приобретавшими все более национальные, русские черты. Эпоха «русского модерна» (или «югендштиля») конца XIX - начала XX века представлена выдающимися произведением декоративно-прикладного искусства. Завершают показ изразцы Московского метрополитена 1940-х гг. Его подземные дворцы были украшены художественной майоликой, соединившей мощную советскую пропаганду с блеском декоративизма и высокой практичностью дизайна.
Один из главных разделов выставки посвящен золотому веку русского изразца - XVII столетию. В это время историческое развитие и становление изразцового производства определял изразец Москвы - столицы России, организационные и финансовые возможности которой были огромны. Ее мастера имели доступ к передовым технологиям и знали европейские новинки, которые использовались в государственном и церковном быту. География распространения столичного изразца в XVII веке совпадала с картой русского государства, но, широко востребованный в провинции, он оставался прежде всего явлением московской культуры. Отсюда и интерес к изразцу Москвы.
Изразцы стали своеобразным национальным, русским, ответом на развитие барочного архитектурного убранства Европы - ответом страны, почти не знавшей традиций фасадной скульптуры. Россия, не имея цветных пород мрамора, выбрала многоцветную керамику главным элементом архитектурного декора. Изразцовые декорации приобрели огромное значение в архитектурном стиле конца XVII века («московского барокко»), и их влияние не иссякло по сей день. Технологически этот стиль был связан с появлением многоцветных эмалей, секреты изготовления которых Московия получила от Западной Европы. Яркие, сверкающие полихромные изразцы искрятся, словно драгоценные камни, создавая неповторимые цветовые композиции на фасадах храмов и палат. На выставке представлены архитектурные, составные панно с изображением «птицы с фруктами», «двуглавого орла» - герба России, а также уникальная керамическая икона «Евангелист Лука» и крупный изразец «Херувим».
Велика была и роль яркой изразцовой печи в цветовой насыщенности дворцовых интерьеров XVII столетия. Деревянный дворец, построенный в 1660-е годы русским царем Алексеем Михайловичем Романовым в его подмосковной резиденции Коломенское, - шедевре русской деревянной национальной архитектуры - отапливали лучшие в то время многоцветные изразцовые печи, одновременно украшая парадные и жилые покои. Такие печи в России появились в эпоху царя Алексея Михайловича, любившего художественные украшения. Эта любовь проявилась в декорах Кремля, и, прежде всего Кремля подмосковного - Коломенского. Сюда привлекались лучшие мастера, на которых царь не жалел средств.
Показанные на выставке печные изразцы дворца найдены при археологических раскопках, представляют русскую печь как национальный символ семейного очага, домашнего тепла и уюта. Сегодня «восьмое чудо света», как называли дворец современники, и одиннадцать неповторимых печей в нем воссозданы, радуя многочисленных посетителей со всего мира.
Во все эпохи очаг (в различных видах) неизменно оставался центральным в русском интерьере. Среди экспонатов выставки - изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга» великого русского художника Михаила Врубеля, известного во всем мире. Он создан в конце XIX века по мотивам русской былины в знаменитой художественной мастерской в Абрамцеве. Этим же художником выполнена «Маска ливийского льва», ставшая одним из наиболее известных изделий абрамцевской мастерской. Эти произведения - яркая иллюстрация проявившегося в XIX веке в России нового отношения к ценности ручного труда, единения ремесла и искусства, распространявшегося в то время по всей Европе. Камин впервые экспонируется за рубежом. Его по праву можно считать центром экспозиции. Особое место камина Врубеля в экспозиции не случайно - этот шедевр мог бы быть представлен и на выставке одного экспоната, являясь символом русского изразцового искусства.
Выставка адресована не только знатокам и ценителям керамики. Ее послание шире. Она вводит посетителей в высокий мир ремесла и искусства, в мир материального воплощения исторической памяти России, который несет в себе русский изразец.
Надеемся, что усилия российской и немецкой сторон окажутся плодотворными и выставка внесет свой вклад в дело сотрудничества Германии и России.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»