Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Открытие выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева»

Открытие выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева»

14 сентября 2017 года в Государственном Музее архитектуры имени  А.В. Щусева  пройдет церемония открытия выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева. Храм Святителя Николая в Бари и Русский павильон в Венеции». 

Организаторами выступили: 
Министерство культуры РФ 
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева 
Императорское Православное Палестинское Общество 
В церемонии открытия примут участие государственные деятели, представители научного, музейного сообщества, историки архитектуры, эксперты, зарубежные гости. 
Выставочное пространство: «Аптекарский приказ» 
Начало церемонии открытия: 16:00       
Кураторы выставки: Марианна Евстратова, Сергей Колузаков 
Даты проведения выставки: 15 сентября – 6 декабря 2017 года 

Алексей Викторович Щусев – один из выдающихся архитекторов ХХ столетия, автор проектов Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала, Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», один из авторов «Сталинского генплана» - плана реконструкции Москвы, основатель Музея Русской архитектуры. Знаменитый русский архитектор оставил свои творения и за пределами России. Путешествуя по городам Италии, изучая и зарисовывая многочисленные памятники архитектуры, он не раз посещал Рим, Неаполь, Палермо, Венецию, Падую, Виченцу, Верону, Флоренцию. 

В 1910-годы, накануне Первой мировой войны и в преддверии революционных событий в России, Щусеву удалось построить в Италии два замечательных сооружения. Это Храм Святителя Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари, возведенный силами Императорского Православного Палестинского Общества  под патронатом Великой  княгини Елизаветы Федоровны, второго Председателя Общества. Также по проекту Щусева  был построен Русский выставочный павильон в Венеции. Неосуществленным остался его проект храма Христа Спасителя в Сан-Ремо. 

Подворье в Бари проектировалось по заказу Императорского Православного Палестинского Общества как крупный паломнический центр, предназначенный для обслуживания русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Святителя Николая. Павильон в Венеции создавался в 1913-1914 годах как постоянное выставочное пространство России для участия в знаменитых международных венецианских биеннале. 

Оба проекта были трактованы зодчим в русском стиле, оба должны были представлять за границей Российскую империю, показать самобытность культуры и силу государства, оба патронировались лично императором Николаем II и членами царской фамилии. Сам Щусев тогда писал: «Если же вглядимся в искусство самой Италии, мы увидим, что вся она полна самых причудливых конгломератов архитектуры. Каждая эпоха вкладывала свое лучшее в общую сокровищницу искусства, то стремясь к роскошному ансамблю, как в площади Св. Петра в Риме, то к конгломерату, как площадь Св. Марка в Венеции. Выбор был свободен и предоставлен артисту, художнику, строителю, который вплетал лишнее звено в общую золотую цепь». 

На выставке будет экспонировано более 100 графических произведений Щусева из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева и частных коллекций. Большая часть из них предстанет перед зрителем впервые и раскроет рождение авторского замысла от первоначальных эскизов, до презентационных чертежей и фотографий. Особенный интерес представляют рисунки интерьеров зданий и предметный дизайн. Помимо осуществленных работ, посетители увидят неизвестный эскизный проект Щусева для храма в Сан-Ремо, который впоследствии возводился по чертежам итальянского архитектора Пьетро Агости. Представленные в экспозиции работы позволят современникам по-новому взглянуть на малоизученный дореволюционный период в творчестве выдающегося мастера.  

В рамках выставки запланирована образовательная программа – лекции и экскурсии. 


Другие новости

Ключевые слова:


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»