Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства

Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства

С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства», которая представит культуру и искусство кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан «Золотой человек».

В конце 1960-х - начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, - «Золотого человека», - ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары, - стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы. 

Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан объявляет международное турне - «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна - Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который  украшают золотые пластины в виде золотых стрел,  снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V - IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17 - 18 лет). 

Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») - далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому - «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями».  В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, - один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов - так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого - стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.

Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. 

Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, - но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

В Национальном музее Республики Казахстан хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. Более шестидесяти образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву.  Публике представлены ювелирные изделия XIX - середины XX веков, различные украшения, детали женского и мужского костюма, отдельные предметы бытовой культуры.

Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» демонстрирует одну из самых ярких и впечатляющих традиций богатейшего наследия степной культуры Евразии.

В рамках выставки состоится лекция, которую прочитает Канторович Анатолий Робертович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой археологии МГУ им. М.В. Ломоносова 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»