Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

НИКОНОВЫ. Три художника

НИКОНОВЫ. Три художника

23 сентября - 8 ноября 2020
Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы
39-42

Третьяковская галерея представляет новый выставочный проект, который знакомит с творчеством
трех живописцев разных поколений одной семьи. Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов
(род. 1930) - один из главных художников периода оттепели, который более 60 лет является активным
участником современного художественного процесса и входит в число основоположников «сурового стиля».
Выставка в Третьяковской галерее приурочена к 90-летию Павла Никонова и презентует ретроспективу не
только его собственного творчества, но и старшего брата художника - Михаила Фёдоровича Никонова
(1928-2010), также принадлежавшего к легендарной когорте шестидесятников, и дочери - Виктории
Павловне Никоновой (1968-2008), представительницы генерации живописцев переломных 1990-х годов.
Выставка «Никоновы. Три художника» позволяет увидеть сквозь призму творчества трех мастеров
широкий спектр явлений в отечественной живописи второй половины ХХ - начала XXI века и в этом качестве по
масштабу охвата художественных тенденций превосходит привычный формат выставки творческой династии.
Из суммы индивидуальных поисков складывается широкий контекст времени - от явлений, уже
принадлежащих истории, до сегодняшнего дня.
Центральная фигура проекта - Павел Фёдорович Никонов (род. 1930), народный художник Российской
Федерации, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России.
Павел Никонов, которому в мае 2020 года исполнилось 90 лет, - активный участник культурных событий эпохи
оттепели. Он стал одним из мастеров, с чьим именем в 1960-е годы было связано обновление живописного
языка, положившее начало «суровому стилю». Более 60 лет Павел Никонов непрерывно участвует в
современном художественном процессе. На выставке показаны как ранние произведения живописца,
например «Рыбаки» (1959, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки), так и ставшая
классикой ХХ века картина «Геологи» (1962) из постоянной экспозиции Государственной Третьяковский
галереи. Впервые широкому зрителю будет представлено масштабное полотно «Мясо» (1960-1961, собрание
Рэймонда и Сюзан Джонсон, США), которое относится к этому же времени. Период, связанный с
приобретением старого дома в деревне Алексино близ города Калязин, в творчестве художника отмечен
синтезом натурных впечатлений и живописной традиции отечественного и мирового искусства ХХ века. Работы
последних десятилетий, написанные свободной кистью, представляют Павла Никонова как оригинального
художника-экспрессиониста, работающего в рамках фигуративной традиции. Острое переживание событий,
сливающихся в поток жизни, - именно этим наполнено искусство мастера, наделенного исключительным
творческим долголетием.
Старший брат Павла, Михаил Никонов, не столь известный в наши дни, в свое время был одним из
лидеров поколения. Он был разносторонне одарен от природы: прекрасно рисовал и обладал музыкальными
способностями. Еще во время учебы Михаил Никонов проявил себя как талантливый рисовальщик. Его
произведения были отобраны для методического кабинета Московского государственного академического
художественного института имени В.И. Сурикова в качестве образцов. Михаил Никонов прекрасно
зарекомендовал себя и среди профессионалов-художников во время поездок на Академическую дачу имени
И.Е. Репина, где он активно работал во второй половине 1950-х годов и где познакомился со своей будущей
женой. В этот период в его искусстве произошел перелом, отчетливо заметный в стилистике произведений:
этот рубеж прослеживается, с одной стороны, в «Портрете отца» (середина 1950-х годов), а с другой - в серии
портретов жены и этюдах, созданных начиная с 1958 года. Интересно сравнить до чрезвычайности близкий к
натуре «Портрет отца», исполненный в традиционной технике многослойной лессировочной живописи, с
позднейшими интерпретациями его образа в работах младшего брата - Павла Никонова, и такая уникальная
возможность будет у посетителей выставки. В своем творчестве Михаил Никонов пытался пересмотреть
традиционные устои живописца. Его работы отличают острая гротесковая образность, открытая и
экспрессивная манера письма, построенная на цветовых контрастах.
Виктория Никонова - дочь Павла Никонова - принадлежит к следующему поколению художников, а ее
искусство приближает нас к проблемам живописи рубежа XX и XXI веков. Обращаясь к обыденным, привычным
предметам, в своем творчестве Виктория Никонова раскрывает через них глубину эмоционального
переживания мира. Ранняя одаренность художницы, развиваясь и трансформируясь с годами, способствовала
рождению оригинального мастера. Получив образование театрального художника, Виктория Никонова
осуществила в театре лишь несколько работ, а мир станковой живописи стал главной сферой ее творческой
реализации. Самостоятельный творческий путь Никоновой начался в конце 1990-х в мастерской на Арбате, где
она работала вместе с другими молодыми художниками. Там Виктория писала городские виды и сдержанные
по цвету интерьеры. «Кресло на сером» (1990) - одно из редких сохранившихся произведений того периода
(позднее художница безжалостно уничтожала картины, если считала их «несостоявшимися»). Работая с
предельной самоотдачей, Виктория Никонова была необычайно требовательна к себе. Новый этап
формирования ее авторского стиля был связан с уходом из группыхудожников мастерской на Арбате и началом
работы в собственной мастерской в Большом Афанасьевском переулке. Именно здесь было создано
большинство представленных на выставке произведений. В таких работах художницы, как «Стул» (1995),
«Зеркало» (1995), «Красный интерьер» (2005) и более поздних произведениях «Белые крыши» (2005), «Ночной
интерьер» (2005), Виктория Никонова предстает тонким колористом и чутким наблюдателем, а ее работы
выстраиваются в серии, явно связанные друг с другом.
Творчество трех Никоновых, представленное в рамках выставочного проекта в Третьяковской галерее,
позволяет проследить главные направления отечественной живописи второй половины ХХ и начала XXI века в
их историческом развитии. И вместе с тем концепция проекта не ограничивается историей художественного
процесса. Тема выставки - история трех человеческих судеб. Это история борьбы за свободу художественного
высказывания, взаимоотношений творческой личности и государства, художника и общества. Давая
возможность соприкоснуться с тремя неповторимыми линиями жизни, выставка «Никоновы. Три художника»
не только открывает нам одну из важнейших страниц истории русского искусства, но и вновь поднимает
вопросы о роли и месте живописи в искусстве современности.
Специально к выставке подготовлен каталог, содержащий статьи о творчестве каждого из художников
семьи Никоновых и репродукции работ, представленных на выставке.
Состав выставки: более 100 живописных и
более 30 графических работ
Куратор: Анна Дьяконицына
Рабочая группа: Наталия Александрова,
Анна Маполис

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»