Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

Мария Якунчикова-Вебер

Мария Якунчикова-Вебер

14 октября 2020 - 24 января 2021
Третьяковская галерея
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Состав выставки: около 200 экспонатов - более 60 живописных работ, свыше 60 пастелей, офортов, акварельных этюдов; около 10 произведений декоративно-прикладного искусства; мемориальные фотографии, архивные документы, старинные издания

Кураторы: Ольга Атрощенко, Елена Теркель
Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный мемориальный историкохудожественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова,
Государственный Русский музей, Нижнегородский государственный художественный музей,Ярославский художественный музей, Ивановский областной художественный музей, Российский музыкальный музей музыки, Музейно - выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», коллекция Петра Авена, частные собрания.
Государственная Третьяковская галерея открывает экспозицию произведений одной из самых талантливых и драматичных фигур в русском искусстве рубежа XIX-XX веков - Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер (1870-1902), чье имя до сих пор мало известно в России. На юбилейной выставке творческое наследие художницы впервые за последние 115
лет представлено в полном объеме: живопись, графика, пастели, офорты, произведения декоративно-прикладного искусства. На выставке впервые экспонируется ряд уникальных фотографий из крупного фотоархива, переданного в дар Третьяковской галерее наследниками художницы.
Мария Якунчикова-Вебер - яркая представительница эпохи Серебряного века, одна из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование. Она обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем - в знаменитой Академии Родольфа Жюлиана в Париже, а позднее - в мастерской гравера Эжена Делатра, где в совершенстве освоила технику цветного офорта. Якунчикова-Вебер с равным успехом создавала картины, акварели, эскизы для вышивок-аппликаций, игрушек и керамических изделий, а также живописные панно в оригинальной технике, разработанной ею на основе
приемов выжигания по дереву.

Нынешняя экспозиция в Третьяковской галерее - вторая за 115 лет ретроспектива работ художницы в Москве. Осуществить ее позволило важное событие - поступление в 2010-х годах в российские музеи большого числа произведений, уникальных фотографий и архивных документов из коллекции Александра Александровича Ляпина (1927-2011), внука Василия Поленова и внучатого племянника Марии Якунчиковой-Вебер. Мария Якунчикова-Вебер и ее
муж Лев Вебер были фотографами-любителями. Большинство фотографий сделано Львом Вебером, на многих из них запечатлена Мария Васильевна. Уникальные негативы и позитивы, долгие годы хранившиеся в швейцарском доме Веберов в Шен-Бужери, как и многие фотоснимки и архивные документы, выставляются впервые.

В экспозицию вошли работы Якунчиковой-Вебер из собрания Третьяковской галереи, которые Совет Галереи приобрел в 1910 году по инициативе Ильи Остроухова у мужа художницы. Остальные экспонаты выданы для выставки музеями-партнерами проекта.

Экспозиция состоит из семи разделов и вводного зала, в котором предпринята попытка воссоздать атмосферу дворянской усадьбы. В разные годы жизнь художницы протекала в усадьбах, принадлежавших ее родителям, - Введенском, Мореве, Черёмушках, а также в тех местах, где предпочитали отдыхать ее старшие братья и сестры: Жуковке, Любимовке, Наре, Борке. Величие старинной архитектуры и красота барских парков накладывали отпечаток на искусство, образ жизни и манеру поведения Марии Якунчиковой-Вебер. По мнению современников, ее, принадлежавшую к купеческому роду, отличало от всех многочисленных родственников дворянское самосознание. Особое влияние на развитие эстетического идеала Марии оказало Введенское. Продажа усадьбы в 1884 году ускорила взросление художницы и во многом определила содержание представленных на выставке работ, навеянных ностальгией
по ушедшей эпохе.

В экспозиции произведения Марии Якунчиковой-Вебер собраны в тематические блоки, выстроенные в соответствии с динамикой творческого развития художницы: от первых
пленэрных опытов до обращения к символизму и модерну. Отдельно экспонируются работы в технике выжигания, книжная графика и офорты. В произведениях Якунчиковой-Вебер начиная с 1890-х годов органично сплелись импрессионизм, модерн, символизм, элементы зарождающегося экспрессионизма и ярко выраженные черты национального стиля.

Большую роль в творческом развитии Якунчиковой сыграла дружба с семьей Поленовых. В зимнее время начинающая художница регулярно посещала рисовальные вечера, которые с 1884 года устраивал на московской квартире Василий Дмитриевич Поленов. В окружении Константина Коровина, Ильи Остроухова, Валентина Серова, Исаака Левитана и Елены Поленовой Якунчикова овладевала навыками ремесла. С 1889 года она вынуждена была по состоянию здоровья поселиться в Париже и лишь в летние месяцы приезжала на родину. Здесь она обрела семью, выйдя замуж за доктора Льва Николаевича Вебера и родив двоих сыновей.

Уже в начале 1900-х Мария Васильевна обосновалась в Швейцарии, в местечке Шен-Бужери.Жизнь за границей, вдали от родных мест заострила в Якунчиковой осознание неповторимого очарования русской природы. В пейзажах художница стремилась, по ее словам, передать «свои мысли и чувства, прилепляя их к реальным образам, которые черпала из окружающего».

В ее произведениях литературность постепенно угасала, оставляя место для живописного символизма. С 1892 по 1895 год Мария Якунчикова занималась офортом и создала около 20 произведений в различных гравюрных техниках. Наиболее значимой в художественном и техническом отношении является та часть ее небольшого наследия, что относится к цветному офорту. В выборе темы («Страх», «Череп», «Запах», «Непоправимое», «Неуловимое») молодая
художница обращалась к творчеству французских символистов, произведения которых привлекали ее глубиной и многообразием прочтения. В другой группе офортов («Дворик», «Кладбище», «Вечер») Якунчикова продолжала образные и стилевые поиски, начатые в живописных и пастельных работах. Благодаря этим произведениям двадцатитрехлетняя Якунчикова влилась в весьма узкое сообщество художников-новаторов, работавших в Париже в
последней четверти XIX века и создававших язык современного цветного офорта. Она стала первым русским художником, овладевшим этой техникой, мастером, творчество которого предвосхитило новую эпоху в развитии гравюры в России.

В конце 1890-х Якунчикова-Вебер освоила новые пластические средства и технические приемы и добилась большей силы выразительности в живописных и графических
произведениях. По заказу Сергея Дягилева она оформила обложки у журнала «Мир искусства» - выходящего с 13-го по 24-й номер за 1899 год. Своеобразным переходом Якунчиковой к книжной графике и прикладному искусству стали декоративные живописные панно, которыми она начала заниматься с 1895 года. В них вместо рисунка использовался выжженный по дереву глубокий и гибкий контур. Подготовленная таким способом композиция затем покрывалась красочным слоем.

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Марии Якунчиковой-Вебер, поможет многим зрителям открыть для себя имя одной из самых талантливых художниц
Серебряного века.

 

 


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»