Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Жегин Лев Федорович (1892 - 1969)

Сергей Кочкин. «Касание мирам иным». «РИ» № 4/2004.

 

Лев Жегин родился в Москве в семье архитектора Ф. О. Шехтеля. Первое художественное образование он получил в школе-студии К. Ф. Юона в 1909 - 1910 годах. Позже учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после революции преобразованном в Свободные художественные мастерские. В 1913 году вместе с В. Н. Чекрыгиным Жегин иллюстрировал первую книгу Владимира Маяковского «Я». В 1921 году Жегин вступает в знаменитую московскую группу «Маковец», работая в которой все больше склоняется к религиозному символизму (серия «Библейские сюжеты»). В это время Жегин часто рисует углем, много работает с акварелью, гуашью и в смешанной технике, поэтому его композиции чаще всего занимают промежуточное положение между пластической живописью и графическим искусством.

С середины 1920-х годов Жегин активно занимается теоретической работой и, в частности, выражает принципы так называемого «тихого искусства», чуждого как авангарду, так и соцреализму и выражающему идею самоценности живописного творчества. После распада «Маковца» Жегин становится одним из организаторов объединения «Путь живописи» и пишет манифест, в котором провозглашает картину «маленьким мирком», «органически замкнутым в себе». Именно эта теоретическая линия воплотилась им в циклах «Московские пейзажи» (1918 - 1919), «Из Достоевского» (1930-е годы), «вариации на тему Пира во время чумы» (1920-1930-е годы), «Египетские ночи А. С. Пушкина» (1940-е годы).

С 1950-х годов Жегин практически не выставлялся, зарабатывая на жизнь как художник-оформитель. При его участии был декорирован Исторический музей и Дворец-музей в Останкино. Почти не занимаясь изобразительным творчеством, Жегин много теоретизировал. На примере древнерусской живописи он разработал систему понимания искусства как автономной структуры, не зависящей от историко-социологических мотиваций. Наиболее значительный труд Жегина - «Язык живописного произведения» - был опубликован только через год после его смерти в 1969 году.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»