Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Калуга

Калуга

Многие усадьбы обрели новую жизнь, когда в их дворцах и особняках разместились музеи. Калужский музей изобразительных искусств на протяжении своей почти столетней истории сменил несколько адресов. Сейчас его коллекции, насчитывающие около 12 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, находятся в городской усадьбе классицизма первой трети XIX века и в особняке в стиле модерн, построенном в 1903 году.

В основе Калужского музея изобразительных искусств лежит коллекция художественных произведений Никанора Ивановича Васильева (1833-1917), врача, собиравшего картины русских и зарубежных мастеров, скульптуру, фарфор. В декабре 1901 года он приобрел в Калуге небольшую городскую усадьбу на углу Молотковской улицы и Титовского переулка, частично переделал построенный в 1857 году дом и нижний этаж отвел для галереи. В декабре 1905 года Н.И. Васильев составил завещание, по которому дом, художественную коллекцию и все имущество передавал городу в лице земства. В доме предполагалось также разместить общежитие для крестьянских детей Калужской губернии, обучающихся в городских школах, рисовальные и художественно-промышленные классы. Н.И. Васильев умер 20 февраля (5 марта) 1917 года, Калужская губернская земская управа была введена во владение домом и имуществом в ноябре того же года, но революция все изменила: дом и коллекция оказались национализированы, как и завещанный на содержание училища и музея капитал. Все же 12 июня 1918 года музей был открыт, как советская картинная галерея, о чем сообщала «Калужская Правда».
В доме Н.И. Васильева (ул. Дзержинского, 81) музей находился до декабря 1929 года, когда был переведен во флигель усадьбы П.М. Золотарева. Через 40 лет музей переехал в особняк Билибиных, построенный около 1823 года, - главный в городской усадьбе с небольшим парадным двором и вынесенными на красную линию улицы флигелями. Дом обращает на себя внимание строгими пропорциями и оригинальным скульптурным декором. Композиция и характер пластической отделки фасадов характерны для дворянских особняков того времени. В интерьере сохранилась роспись в технике гризайль, украшающая плафоны и фризы помещений, предназначенных для приема гостей. В живописи использованы различные мотивы орнаментов, характерные для классицизма первой трети ХIХ века. В росписи вестибюля, лестницы, передней, малой гостиной, спальни встречаются различной формы медальоны с женскими головками, играющими путти, изящными корзинами с розами. В композиции фриза лестничной клетки обращают на себя внимание мощные крылатые грифоны с маленькими головками. Для живописи малой гостиной характерны тонкая манера исполнения, мягкая желто-белая гамма, цельность композиции орнаментов. Декор каждой парадной комнаты решен в определенном ведущем цвете. На плафоне спальни помещены крупные, овальной формы букеты сирени разнообразных оттенков, от белого до фиолетового. Живопись реставрирована в 1970 году. В феврале следующего года здесь открылась новая экспозиция музея, состоящего из отделов древнерусского, русского, советского и западноевропейского искусства.
Уже в первые годы существования музея его собрание пополнилось произведениями, вывезенными из расположенных в пределах Калужской губернии крупных дворянских имений. Наиболее значительными были коллекции князей Горчаковых в усадьбе Барятино Тарусского уезда, Деляновых в усадьбе Железняки под Калугой, Кашкиных в усадьбе Нижние Прыски близ Козельска, Гончаровых в усадьбе Полотняный Завод Медынского уезда.
Русское портретное искусство XIX столетия в музее представлено произведениями В.А. Тропинина, П.В. Басина, А.Н. Мокрицкого, Ф.А. Тулова, К.Д. Флавицкого, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маяковского.
Развитие русского пейзажа можно проследить в работах М.И. Лебедева («Пейзаж»), Л.Ф. Лагорио («В горах Крыма»), А.К. Саврасова («Волга»), И.И. Шишкина («Берег моря»), В.Д. Поленова («Жуковка на Клязьме»), Н.Л. Эллерта («Облачный день»), Н.Н. Дубровского («Красная поляна»). Кисти В.Д. Поленова также принадлежит отличающийся большой художественной выразительностью «Этюд из Балканской войны», изображающий отпевание в полуразрушенной болгарской церкви убитого во время разведки герцога С.М. Лехтенбергского. В.И. Суриковым выполнены этюды к историческим полотнам, с изображениями монахини и солдата. О бытовом жанре дают представление работы Ф.С. Журавлева («Знахарка»), К.В. Лемоха («Родительская радость»), А.М. Корина («Опять провалился»).
Особое место занимают произведения В.М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге» и Н.К. Рериха «Терем Ярославны», а также яркие и запоминающиеся работы К.А. Коровина.
Сводчатое помещение первого этажа особняка подошло для размещения собрания иконописи XVI-XIX веков.
В музее хранится замечательное изваяние Николы Можайского, в технике деревянной полихромной резьбы, из Успенского собора в Перемышле. Это один из немногих образцов московской скульптуры начала XVI столетия, воспроизводящий почитаемый можайский оригинал XIV века.
Западноевропейское искусство в калужском музее представлено произведениями итальянских, фламандских, голландских, немецких, французских и бельгийских мастеров.
В 2014 году в результате объединения Калужского областного художественного музея и галереи «Образ» возник Калужский музей изобразительных искусств, к которому перешел и находящийся на противоположной стороне улицы построенный в 1903 году в стиле модерн особняк, принадлежавший купчихе Игнатовой. Это существенно расширило экспозиционные и выставочные площади.
Музей имеет филиалы в пределах Калужской области. Один из них - Тарусская картинная галерея, возникшая в мае 1963 года, получившая статут филиала в 1968 году, а в 1970 году и двухэтажное здание, пристроенное к Петропавловскому собору.

 

 

 

 

 

 

http://www.rusiskusstvo.ru/content/files/2015_2/Putsko.pdf


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»