Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Великий Устюг

Великий Устюг

Великий Устюг - один из древнейших городов России, сохранивший наследие огромной художественной значимости. Его по праву называют городом-музеем.
Первый музей Великого Устюга - древлехранилище - был открыт в 1910 году в здании Введенского храма Михайло-Архангельского монастыря и учрежден при Великоустюжском православном Стефано-Прокопиевском братстве. За время, предшествовавшее революции, его собрание уже насчитывало более 6000 уникальных памятников истории и культуры: древних рукописей, старинных книг, икон, крестов, деревянной скульптуры, переданных из монастырей и церквей устюжской земли.


В 1918 году выставкой картин известного художника А.А. Борисова в Великом Устюге был открыт Музей северодвинской культуры. Директор музея Н.Г. Бекряшев, входивший в состав ликвидационных комиссий, отбирал для музейных коллекций наиболее ценные памятники, спасая тем самым их от гибели.
Сегодня Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - крупный многопрофильный музейный комплекс, объединяющий 27 памятников архитектуры федерального значения. В структуре музея - Музей истории и культуры Великого Устюга, Музей природы края, Музей древнерусского искусства, Музей этнографии, Музей новогодней и рождественской игрушки, Детский музейный центр, депозитарий, выставочный зал. Фонды музея-заповедника - более 100 тысяч единиц коллекции. Это уникальные коллекции иконописи и лицевого шитья, деревянной скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства (северной черни, резной и расписной бересты, эмали по скани, мороза по жести, просечного железа), археологии, нумизматики, редких книг и документов. Одна из интересных коллекций в собрании Великоустюгского музея-заповедника - коллекция резной бересты.


Самобытные центры художественной резьбы по бересте сложились в Великом Устюге и Шемогодской волости Великоустюжского уезда в ХVIII-ХIХ веках.
Для превращения берестяного листа в кружево мастер шилом наносил главную линию узора, затем специальным острым ножом удалял фон, оставляя лишь силуэтные изображения рисунка. Основные мотивы прорабатывали тиснением, гравировкой, прорезью, что оживляло узор и делало его более рельефным. Готовую пластину прорезной бересты наклеивали на деревянную или берестяную поверхность изделий. Для придания им большей декоративности основу тонировали или под резную бересту подкладывали цветную бумагу, слюду, блестящую фольгу, ткань, создавая этим красивую игру орнамента и фона.
История донесла до нас имена известных мастеров Великого Устюга первой половины XIX века Ивана Усова и Степана Бочкарёва.
Со второй половины XIX века центром искусства резьбы по бересте становится Шемогодье (деревни, расположенные по реке Шёмоксе в 10-12 километрах от Великого Устюга). В шемогодской бересте преобладал растительный орнамент, основным мотивом которого был вьющийся побег со спиральными завитками и круглыми розетками с мелкой прорезью - «семечками». Этот мотив, повторенный во множестве вариантов, лег в основу искусства, получившего название «шемогодская береста».
Лучшими резчиками по бересте были мастера Вепрёвы из деревни Курово-Наволок. Особенно славился Иван Афанасьевич Вепрёв (1855-1917).


Коллекцию шемогодской резной бересты сотрудники музея-заповедника Великого Устюга формировали почти 100 лет. Сегодня она насчитывает около 500 единиц хранения. Богатое разнообразное собрание позволяет проследить и историю промысла, и творческий путь народных мастеров, ведущих художников декоративно-прикладного искусства начиная с 1920-х годов до начала ХХI века.
Музейная коллекция шемогодской резной бересты продолжает пополняться.

http://www.rusiskusstvo.ru/content/files/2015_3/Kapustina.pdf


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»