Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Пермь

Пермь

Богатая коллекция Пермской государственной художественной галереи дает представление не только о деятельности выдающихся мастеров отечественного искусства, но и о культуре четырех наиболее многочисленных народов, проживающих в Пермском крае: русских, коми-пермяков, марийцев, татар. О сходствах и различиях между ними можно судить по предметам народного творчества и национальным костюмам, которые, утратив свое утилитарное назначение, остались неотъемлемой частью праздников и обрядов.

В нескольких деревнях Суксунского района компактной группой живут восточные, или уральские, марийцы. В каждом доме хранятся комплекты мужских и женских костюмов, принадлежащих разным поколениям: старинные холстяные кафтаны и рубахи, пояса и свадебные платки, головные уборы, расшитые узорами. Вышивка на этих вещах выполняла роль оберега и потому располагалась по краям подолов, на груди, внизу рукавов, на плечах и даже на спине.

Надевают в праздники национальный костюм и в татарских селениях. У мужчин обязательным элементом одежды являются тюбетейки. Их делают традиционной формы, из четырех клиньев, и украшают узором из цветных ниток или бисера, который ярко выделяется на черном фоне. Орнамент, составленный из листьев или тюльпанов, имеет множество вариантов.

Гордость татарских ткачих – «тостомалы» – паласы и полотенца. Паласы ткут из спряденной и окрашенной в домашних условиях овечьей шерсти, полотенца – из фабричных ниток. Яркие ромбические узоры выполнены в традиционной для восточных народов закладной технике.

Обязательным элементом коми-пермяцкого костюма был тканый пояс. Выполняя роль оберега, он являлся принадлежностью как мужского, так и женского костюма. На свадьбе широкими кушаками и опоясками одаривали не только свою и будущую родню, но и гостей праздника.

Менее, чем у других народов Пермского края, традиционный костюм сохранился у русских. Женский комплекс, основу которого составлял сарафан, вышел из употребления еще во второй половине XIX века. Он бытовал только в глухих деревнях и в среде старообрядцев. Большинство женщин, следуя городской моде, носили «парочку», то есть юбку и кофту из фабричной ткани. Но в годы Гражданской и Великой Отечественной войн нужда заставила достать с чердаков ткацкие станки. Ткали полотно в различную клетку и полоску, из него шили юбки в складку с оборкой по подолу. Из ярко окрашенных шерстяных ниток изготавливали юбки, получившие название «сукманки». Сегодня эти изделия нашли место в коллекции музея.

 

Традиции, пронесенные сквозь время. Костюмы народов Пермского края

Татьяна Сысоева, Марина Суханова


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»