Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | Региональные проекты | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал

Тверь

Тверь

В селе Городень (в древности именовалось г. Вертязиным) в XIV веке тверскими князьями был заложен храм, посвященный празднику Рождества Богородицы.

В силу ряда причин памятник подвергался многочисленным перестройкам, исказившим его архитектурный облик и полностью уничтожившим древнюю роспись. Остатки древней живописи были открыты в 1970-х годах во время реставрации храма.

От живописного убранства каменной постройки наиболее «полно» сохранились фрески диаконника, в котором располагалась небольшая придельная церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи. Из состава размещавшегося здесь житийного цикла реставраторам удалось подобрать несколько неполных композиций: «Зачатие Иоанна Предтечи», «Рождество Иоанна Предтечи», «Бегство Елисаветы в пустыню», «Ангел ведет младенца Иоанна в пустыню», «Моление пророка Иоанна в пустыне», а также отдельные лики, архитектурные и орнаментальные части.

Малые размеры диаконника в Городне, имевшего помимо полотенечного фриза два регистра изображений, не позволяли включить более 10–12 житийных сцен, от которых сохранилась лишь половина. Подавляющая часть из них подробно иллюстрирует эпизоды детства Предтечи, а также его пустынничества, несколько фрагментов относятся к истории проповеди и служения. Внимание к «детским» эпизодам жизни Иоанна, чудесным образом появившегося на свет по молитвам бесплодных родителей, а также включение в замысел придельной церкви образа Богоматери Воплощения заставляют думать, вся система росписи диаконника были связаны с молением тверских князей о даровании «чрева плода». Еще одна характерная для эпохи особенность фрескового убранства тверской церкви – внимание к эпизодам пустыннической жизни и аскезы. Важное место в росписи отведено образу молящегося в пустыне Иоанна Предтечи, одетого во власяницу и держащего свиток с покаянным текстом.

Ансамбль диаконника состоял из сравнительно небольших композиций и отдельных миниатюрных фигур с измельченными ликами. Высокий уровень их исполнения подтверждает, что ансамбль памятника принадлежал к ведущему направлению тверского искусства первой половины XV века и отразил изменения художественного языка и стиля, которые происходили в византийском и древнерусском мире в пострублевскую эпоху.

 

Новая выставка в Музее русской иконы: «Стенное письмо строения великих князей Тверских. Фрески церкви Рождества Богородицы в Городне на Волге»

Ирина Шалина


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»