Русское искусство


Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова
О журнале | Новости | Проекты Фонда | События | Культурный туризм | Наш выбор | Купить журнал | Поиск

«НЕ СРАВНИВАЙ: ЖИВУЩИЙ НЕСРАВНИМ...»

«НЕ СРАВНИВАЙ: ЖИВУЩИЙ НЕСРАВНИМ...»

31 августа - 27 ноября 2022

Музей В.А. Тропинина

Москва, Щетининский пер., 10, стр. 1

Сотрудники редакции журнала "Русское искусство" посетили открытие выставки, где представлены произведения русского изобразительного искусства первой половины 20 в. из собрания музея В.А. Тропинина и легендарной коллекции искусствоведа и "охотника за искусством" Валерия Дудакова.
Названием выставки послужила поэтическая строчка из стихотворения Осипа Мандельштама "Не сравнивай: живущий несравним...", и это не случайно. Для риторической культуры прошлого - того, что несравнимо, просто нет.
Риторика - культура сравнения в рамках готовых и сформировавшихся ценностей. Но в самом начале 20 в. среда и время переставали быть привычными, заданными. Происходила словно бы вспышка вольтовой дуги между нормой и случаем. Клишированная цивилизационная матрица сдвигалась.
Если для нас и нашего времени "поиски индивидуальности" естественны, то художники начала 20 в. не стремились к такому результату. Но подобные смысл и результат вполне реальны и заложены в их произведениях. Для нас важно, что эти мгновения драматических смысловых преображений не теряют ни грана культурной значимости, не исчезают.
Как сказал русский поэт и художественный критик, ровесник той эпохи, Сергей Маковский: "От крайнего новаторства до исторических реминисценций и впрямь - один шаг." И как мы знаем, характерное затем для 20 в. синхроническое многоголосие, это - отражение творческой напряжённости несхожих в прошлом глубоко различных голосов.
Произведения 1900-х - 1920-х годов из коллекции Валерия Александровича Дудакова органично вплетены в контекст работ из собрания музея В.А. Тропинина. Выбор произведений, ориентированный на индивидуальные стилевые системы художников, продиктован желанием и необходимостью показа содержательных и формальных перекличек между символизмом и авангардом.
Владимир Маковский и Николай Дубовской, Константин Сомов и Мария Якунчикова, Пётр Петровичев и Алексей Степанов, Станислав Жуковский и Мануил Аладжалов, Витольд Бялыницкий-Бируля и Сергей Герасимов, Петр Кончаловский и Павел Кузнецов, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Борис Григорьев и Владимир Лебедев - ждут вас на выставке.
Произведения художников передвижнической традиции и сторонников новых форм - символизма и модерна, свободное письмо импрессионизма и "стилизм" мирискусников, наконец, авангард - первая четверть 20 в. прошла под знаком свободы творчества и апологии творческой индивидуальности. Историческая дистанция помогает оценить это "всечеловеческое, яснеющее" искусство и повторить за Осипом Мандельштамом :

Не сравнивай: живущий несравним.
С каким-то ласковым испугом
Я согласился с равенством равнин,
И неба круг мне был недугом.

Я обращался к воздуху-слуге,
Ждал от него услуги или вести,
И собирался в путь, и плавал по дуге
Неначинающихся путешествий...

Где больше неба мне - там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых ещё воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.

18.01.1937

"Наша новая выставка открывает осенне-зимний сезон, и весьма символично, что в пространстве экспозиции мы впервые представляем опыт сотрудничества музея В.А. Тропинина с коллекционером и художником Валерием Дудаковым. Из частного собрания самого знаменитого "охотника за искусством" представлены вещи, выполненные Михаилом Лариновым, Константином Сомовым, Натальей Гончаровой, Марией Якунчиковой. Также мы благодарим за профессиональную поддержку и партнерство музей-заповедник Абрамцево: Светлана Волкова - ведущий научный сотрудник Абрамцева, прекрасный специалист по изобразительному искусству ХХ века - стала куратором выставки и предложила нам поразмышлять о культуре века".

Ольга Журавлева, директор музея В.А. Тропинина.


На главную страницу

Ключевые слова: %keywords%


Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова
Журнал «Русское искусство»